ЕБРР без лишних слов покупает второй банк России
Председатель правления Внешторгбанка Андрей Костин в понедельник встречался в Лондоне с президентом Европейского банка реконструкции и развития ( ЕБРР ) Жаном Лемьером . Помимо всего прочего обсуждали и продажу ЕБРР 20%-ного пакета акций Внешторгбанка РФ.
Акции Внешторгбанка ЕБРР хочет купить еще с прошлого года. Об этом руководство ЕБРР пыталось договориться еще с бывшим главой ВТБ Юрием Пономаревым . Однако плохо предсказуемая переменчивость политического климата в России как всегда преподнесла договаривающимся сторонам сюрприз. Всесильный «Геракл» оказался не у дел. Отправили в отставку и Юрия Пономарева. У премьера Михаила Касьянова , как выяснилось, был собственный взгляд на эту проблему, и правительство РФ в итоге одобрило проект слияния Внешторгбанка и Внешэкономбанка, для которого г-н Пономарев в свое время не видел повода. А руководство ЕБРР теперь договаривается с новым начальником – Андреем Костиным.
Согласно заявлению Андрея Костина, встреча с главой ЕБРР состоялась в рамках договоренностей, достигнутых в ходе переговоров премьер-министра России Михаила Касьянова и Жана Лемьера в Санкт-Петербурге. Г-н Костин проинформировал президента ЕБРР "о тех шагах, которые предпринимаются в Российской Федерации в отношении передачи акций Внешторгбанка от Центрального банка России правительству РФ" и о переводе коммерческой части Внешэкономбанка во Внешторгбанк. Также обсуждались вопросы взаимоотношений ЕБРР и ВТБ, включая различные аспекты финансирования программ, касающихся сельского хозяйства и малого и среднего бизнеса. Договорились встретиться снова во время предстоящего визита г-на Лемьера в Москву в сентябре текущего года.
Договариваться о возможной покупке пакета акций Внешторгбанка Европейский банк реконструкции и развития стал еще весной 2001 с его тогдашним главой Юрием Пономаревым. Более того, по сути дела обработал клиента именно Пономарев и заинтересовал этой сделкой бывшего председателя ЦБ РФ Виктора Геращенко , который стал лоббировать сделку в правительстве. К осени того же года намерения обеих сторон явно подошли к одному знаменателю, и было объявлено о заинтересованности ЕБРР в приобретении 10-20% акций Внешторбанка. Называемая сумма сделки не превысила $300 млн., хотя г-н Пономарев хотел бы говорить скорее о $350-400 млн.
Никаких условий со стороны ЕБРР о выходе ЦБ из состава акционеров Внешторгбанка тогда не было. Кажется, наоборот – ЕБРР рассматривал ЦБ и его председателя как некоего гаранта успешности сделки. Однако у Михаила Касьянова был свой взгляд на проблему приватизации ВТБ и, соответственно, на возможность появления среди его акционеров такого «монстра» как ЕБРР. Несмотря на то, что Виктор Геращенко, отстаивая свою точку зрения, дошел до высшего судьи в России – обратился к президенту Путину, его надеждам не суждено было сбыться. Правительство, имевшее серьезные претензии к работе ЦБ, раз и навсегда решило проблему плохо управляемого ЦБ и его неуступчивого руководителя. «Геракл» уступил поле боя питерцу Сергею Игнатьеву, а ВТБ возглавил близкий к премьеру Андрей Костин. Между тем «серьезные намерения» ЕБРР в высших эшелонах власти не были забыты.
Европейскому банку реконструкции и развития предложили купить пакет акций уже несколько другого банка – как бы объединяющего ВТБ и ликвидные коммерческие активы Внешэкономбанка, во главе с Андреем Костиным. А гарантом серьезности намерений на этот раз выступило само правительство РФ во главе с обаятельнейшим Михаилом Касьяновым, которому ЦБ передает принадлежащие ему 99,9% акций ВТБ. Более того, хоть и постепенный, но окончательный уход ЦБ из Внешторгбанка стал обязательным условием сделки. ЕБРР даже оставил для себя возможность отказаться от сделки в случае если ЦБ по какой-либо причине не уйдет или не успеет уйти.
Руководство ЕБРР, конечно же, не было потрясено свершившимися переменами. Более того, в банковских кругах Москвы ходят упорные слухи, что еще до назначения Андрея Костина во Внешторгбанк, ЕБРР начало с ним некие параллельные переговоры на ту же тему. Похоже, что вхождение ЕБРР в состав акционеров Внешторгбанка РФ – дело решенное, причем на самом высоком политическом уровне (не зря сделкой заинтересовался сам президент Путин и даже издал на этот счет некий циркуляр под грифом «Совершенно секретно»), и перестановка фигур на шахматной доске никак на результат не повлияет.
Возникает естественный вопрос – зачем ЕБРР контроль над Внешторгбанком? Действительно, помимо того, что ВТБ сегодня можно назвать самым прозрачным российским банком, он еще второй в России по величине собственного капитала. Несмотря на то, что примерно 2/3 его сделок проводится на внутреннем рынке, он сохранил прекрасную репутацию и солидные кредитные линии на Западе.Но до сих порВТБ и ЕБРР сохраняли ничем не омраченные партнерские отношения, и, по мнению некоторых банковских аналитиков, это именно то состояние дел, которое вполне устраивает обе стороны. Получение контроля над ВТБ не очень стыкуется с обычной политикой ЕБРР. Ведь тот предпочитает финансировать малорискованные конкретные проекты, в основном связанные с гарантированными государством программами или малым и средним бизнесом.
Аналитики отмечают, что ЕБРР всегда отличается осторожным и взвешенным подходом при рассмотрении любых проектов. Обычно доля его финансового участия колеблется в районе 5-20%. Что достаточно для введения своего представителя в совет директоров и получения фактического контроля. (В совете директоров ВТБ сегодня иностранцев нет.) ЕБРР никогда не входит куда-то насовсем - всегда оставляет двери приоткрытыми. Тем более, ЕБРР никогда не был замечен в серьезном участии в полугосударственных банках, а лимит его доверия по отношению к России после кризиса 1998 года, похоже, так и не восстановлен. Не исключено, что именно поэтому правительство РФ стремится побыстрее убрать из акционеров Центробанк и приватизировать ВТБ, усилив его ликвидными активами Внешэкономбанка.
И действительно, согласно проекту приватизации ВТБ, подготовленному совместно ЦБ и ЕБРР и одобренному правительством РФ, ЕБРР собирается приобрести 20% акций ВТБ только для того, чтобы через пять-семь лет их перепродать.
На первом этапе ЕБРР собирается приобрести до 20% акционерного капитала банка путем "подписки на новые акции банка". На втором этапе доля участия государства во Внешторгбанке будет сокращена в идеале – до 40-35% "путем дальнейшего увеличения капитала одним или несколькими стратегическими инвесторами". При этом выбор наиболее подходящих акционеров будет происходить только после консультаций (фактически – по указке) с ЕБРР. На третьем и последнем этапе (после окончательного выхода ЦБ) планируется открытая подписка на акции ВТБ с размещением 25-40% акций банка в Москве, Франкфурте, Лондоне или Нью-Йорке. Одновременно или вскоре после проведения открытой подписки ЕБРР выйдет из капитала этого российского банка. С этим, кажется, все ясно.
В преддверии грядущих финансовых сложностей (и – не дай Бог! - возможного очередного дефолта) России, конечно, совсем не помешает такой поплавок как ЕБРР, да еще в качестве ведущего акционера ведущего российского банка. Следовательно, ЕБРР как всегда не рискует, и у него при любых раскладах есть все шансы избавится от своей доли по крайней мере без убытков. Конечно, предпочтительнее продать ее солидным и богатым коллегам со Свободного Запада. Однако, если дела пойдут не так как планировалось, и с покупателями выйдет незадача, тогда, ЕБРР, конечно же, напомнит правительству РФ о его обязательствах и обменяет свое участие и авторитет на живые деньги из бюджета РФ.
Банковское сообщество в России сегодня с некоторым недоверием и явным равнодушием относится к слухам о возможном контроле ЕБРР над Внешторгбанком. Определенное нагнетание напряжения российской стороной скорее свидетельствует о желании правительства, во что бы то ни стало сбыть Внешторгбанк под крыло ЕБРР. Возможно, это также свидетельствует о горячем желании нового главы ВТБ со временем получить в свои руки полностью приватизированный коммерческий банк, свободный от государственной опеки и обязательств по государственным долгам. Понятно, что за свою благородную работу ЕБРР получит строго оговоренную и устраивающую обе стороны плату. Вопрос потеряет ли Россия контроль над Внешторгбанком РФ, пока остается за кадром. Как всегда в России, преследуются самые ближайшие сиюминутные цели.
Последствиями обычно занимается уже другое правительство.
В ЕБРР по поводу прошедших переговоров хранят молчание. По словам пресс-секретаря московского отделения ЕБРР Ричарда Воллиса , банки вообще немногословны. А в таких случаях и подавно. Ведь сделка еще не завершена. Однако г-н Воллис не сомневается, что новый председатель правления Внешторгбанка РФ Андрей Костин, вскоре выскажется по этому поводу. И скажет много.
Дмитрий Слободянюк
"ПРАВДА.Ру"
Ссылки по теме:
ПРАВДА.Ру:
УТРО.Ру:
Независимая газета:
СМИ.Ру:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.