Производители алкоголя просят чуть притормозить госмонополию

Новая версия закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», вступившая в силу с нового года, остановила работу спиртовой отрасли на два месяца. У ликеро-водочных заводов возникли проблемы с акцизными марками. В мае депутаты Госдумы приступят к рассмотрению очередных поправок к этому закону, вводящему государственную монополию на оборот спирта. Союз производителей алкогольной продукции (СПАП) поддерживает введение госмонополии, но просит депутатов учесть ряд предложений выдвинутых крупнейшими производителями спиртного.

Как новые законотворческие инициативы отразились на алкогольном рынке, почему СПАП обратился к депутатам с подобной инициативой? На вопросы корреспондента Правды.ру отвечает председатель правления СПАП Анатолий Михалев .

Союз производителей алкогольной продукции был создан в конце прошлого года и объединил крупнейших российских производителей водки и ликеро-водочных изделий. В частности, в Союз вошли такие предприятия, как московский Кристалл, группа компаний «Русский Алкоголь», группа компаний «Веда», ЗАО « Союз-Виктан», самарский завод «Родник», Ярославский ЛВЗ, «Брянскспиртпром» и «Пензаспиртпром». На долю этих производителей приходится около 40% всего крепкого алкоголя, выпускаемого в стране.

- После вступление новой редакции закона «О госрегулировании» алкогольная отрасль встала на два месяца, а что изменилось в лучшую сторону?
- Сразу оговорюсь: мы поддерживаем этот закон и считаем его движением в правильном направлении. Безусловно, отмена акцизных складов, введение жесткого перечня денатурирующих добавок - это положительные изменения, которые ведут к легализации рынка. Я думаю, каждый производитель может сказать «спасибо» Госдуме и правительству за отмену государственной регистрации технологического оборудования и квот на производство спирта. Это очевидно устаревшие и антирыночные меры.

Другое дело, что с реализацией всех новаций, заложенных в законе, возникли серьезные проблемы: два месяца вся отрасль стояла из-за отсутствия акцизных марок. Закон вводит новую акцизную марку, а предприятиям предлагают использовать старую с дополнительным нанесением информационного носителя.

Другой яркий пример - выпустили новую марку, выяснилось, что на бутылки емкостью 0,1 литра ее клеить нельзя - размер марки превышает размер гладкого поля бутылки и обязательно закрывает этикетку. И таких недоработок десятки.

Сейчас отрасль ждет очередной кризис. С июля на предприятиях должны быть установлены автоматические средства фиксации концентрации и объема этилового спирта в готовой продукции и передачи этой информации в Единую государственную автоматизированную систему. При этом до сих пор нет методических указаний, как и что должно работать. На многих предприятиях спиртовой отрасли, например, стоят механические счетчики. Для того чтобы подключится к ЕГАИС, необходимы электронные счетчики, с возможностью передачи информации по Интернету. Это означает, что предприятиям нужно в кратчайшие сроки закупить оборудование, установить его, протестировать.

- То есть отрасль опять может остановиться?
- Безусловно! Поэтому мы выступаем за то, чтобы перенести вступление в силу этой нормы закона на следующий год. У Союза производителей алкогольной продукции есть предложения, направленные на обеспечение ясного и прозрачного режима регулирования отрасли.

- А как остановить продажу левой водки?
- Необходимо лишить производителей «левой» водки единственного конкурентного преимущества - цены. Для этого необходимо введения минимальной, или как мы ее еще называем индикативной цены реализации.

Сейчас «левая» водка беспрепятственно и быстро реализуется через систему розничной торговли, в первую очередь - за счет крайне выгодной цены.

Установление минимальной цены реализации станет существенным ограничителем возможностей реализации нелегальной продукции. Нужно, чтобы в законе была прописана обязанность правительства по установлению минимальной цены реализации на алкогольные напитки с содержанием этилового спирта от 20%, которая бы учитывала акциз, себестоимость производства, НДС и минимальную рентабельность торгово-производственного предприятия. Напитки, цена реализации которых ниже установленного минимума, признаются контрафактной продукцией, с применением соответствующих санкций.

Кроме того, у нас есть ряд своих предложений к депутатам по регулированию рынка.

- Каких?
- Исходя из опыта крупнейших предприятий отрасли, входящих в Союз производителей алкогольной продукции, предлагается комплекс мер, направленных на обеспечение ясного и прозрачного режима регулирования отрасли, принципиальное сокращение теневого оборота алкогольной продукции, повышение собираемости налогов и создание благоприятных условий для легальных производителей. Суть этих мер сводится к следующему. Необходимо создать государственный орган, который бы получил исключительное право на государственную регистрацию контрактов на поставки спирта и выдачу уведомлений, разрешающих отгрузку спирта покупателям.

Разрешения будут выдаваться исключительно на основе предоставленных гарантий уплаты акциза. Именно в госоргане должна будет поступать информация из ЕГАИС для сопоставления с данными спиртзаводов о произведенных поставках и с информацией о суммах уплаченных акцизов. Поскольку эта информация также будет в Федеральной Налоговой Службе, то продажа специальных федеральных марок производителями ЛВИ четко увяжется с предоставлением Справки об уплате акциза. Эти данные будут поступать и обрабатываться в режиме он-лайн и по первому требованию предоставляться во все компетентные органы. В таком варианте введение государственной монополии будет затрагивать только расчеты по уплате налогов и не повлияет на сложившиеся хозяйственные связи и рыночные механизмы в отрасли.

Эта мера не повлечет значительного увеличения каких либо расходов бюджета по ее реализации, а также не противоречит требованиям ВТО.

- Введение государственного органа - это единственная мера?
- Отнюдь. Помимо введения государственного органа необходимо существенно изменить правила взимания акцизов. Плательщиком акциза признается только предприятие – производитель любой продукции, содержащей этиловый спирт (алкогольной, спиртсодержащей, медицинской, фармацевтической, пищевой, парфюмерной и любой иной). Акциз начисляется одномоментно – при закупке спирта, по единой ставке, вне зависимости от назначения использования спирта. При использовании спирта исключительно в медицинских целях (согласно реестру медицинских препаратов) по уплаченному акцизу предоставляется налоговый вычет. Вычет предоставляется только после подтверждения использования спирта исключительно в медицинских целях.

Для получения разрешения на закупку спирта предприятие-покупатель предоставляет в государственный уполномоченный орган контракт и обеспечение выполнения налоговых обязательств в размере 100% ставки акциза. Обеспечением признается банковская гарантия, либо подтверждение (справка) налоговой инспекции об уплате суммы акциза. При этом, спиртзаводы перед отгрузкой спирта подают информацию в уполномоченный федеральный орган об объемах, сроках и местах поставки спирта.

Перед отгрузкой спирта предприятие-покупатель подает уведомление о закупке (с приложением соответствующего контракта) в государственный уполномоченный орган. Он регистрирует контракт, проверяет наличие обеспечения на необходимую сумму выдает уведомление продавцу с разрешением на отгрузку. При этом на всех этапах задействуется существующая электронная система документооборота, применяемая в рамках ЕГАИС. Срок выдачи уведомлений в данном случае не может превышать трех дней (как при штрихкодировании).

- То есть, вы по сути поддерживаете поправки к закону «О госрегулировании…», внесенные главой комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы РФ, депутатом Валерием Драгановым в марте и как раз направленные на контроль за оборотом спирта?
- Некоторые пункты этого документа, абсолютно неприемлемы для всех участников алкогольного рынка. Взять, к примеру, введение понятия «установленная производственная мощность», которую должен устанавливать какой то чиновник. По сути, это возврат к механизму выдачи квот на спирт, то есть к тому, от чего было принято решение отказаться еще в прошлом году. В том числе именно эта мера способствовала возникновению той непростой ситуации на рынке, которую мы имеем сейчас. И нам предлагается ее реанимировать!

Мы с этим категорически не согласны и будет требовать изъятия этого пункта и ряда других из проекта поправок. Мы постоянно ведем диалог с операторами рынка, не входящими в наш Союз. Особо отмечу, что наше отношение по данной проблематике разделяют абсолютно все опрошенные нами производители водки. И участникам рынка совершенно не понятно, зачем это нужно. Вы посмотрите на работу любого ликероводочного завода. На каждом из них есть налоговый пост. Утро на заводе начинается с налогового инспектора, который снимает пломбы, и вечером заканчивается опять налоговым инспектором, который эти пломбы ставит. Отрасль зарегулирована до предела. А эффекта - нет!

Беседовал Игорь Придорогин,
Специально для Правды.Ру  

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить