Куда не посмотришь, все куда вступают и с кем-то объединяются. Политики создают партии и блоки. Предприниматели объединяются в клубы по интересам. Общество тоже не осталось в стороне и громыхнуло Гражданским форумом. Сие всеобщее поветрие не обошло стороной и малый бизнес.
Этой осенью российские предприниматели объединились в организацию, которая получила название «ОПОРа» - «Объединение предпринимательских организаций России». «Опора» на что или на кого – это другой вопрос.
Сейчас в Москве проходит форум «ОПОРы». Накануне с владельцами ресторанов, парикмахерских и прочих небольших предприятий общался премьер-министр, а сегодня и Президент решил обратить внимание на проблемы малого бизнеса. Главная из которых - чрезмерно высокие налоги. Кроме того, коммерсанты попросят Президента защитить их от произвола всевозможных проверяющих органов.
Диву даешься: сколько лет власть фактически уничтожала малый бизнес всякими лицензиями и поборами. Любую инициативу резала на корню, и все же малый бизнес выжил.
Известный поэт советской эпохи мечтал с корнем вырвать бюрократизм. С высоты прожитых после этого лет остается только восхищаться его уверенностью в своих силах. Современный продолжатель этих мечтаний Герман Греф, возглавляющий Минэкономразвития России, пытается не на словах, а на деле упростить жизнь граждан при их общении с чиновниками. При этом он действует в русле государственной политики Президента Российской Федерации В.В. Путина, в послании которого Федеральному Собранию Российской Федерации от 8 июля 2000 года было отмечено, что сущность государственного регулирования в экономике заключается в последовательном уходе государства от практики избыточного вмешательства в бизнес.
Какова же эта практика? Зарубежный опыт подтвердил неразумность излишне жесткого госнадзора: в Нидерландах количество лицензируемых видов деятельности сократили с 80 до 8, в Японии – с 5 тысяч до 120. Но быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Тем более если речь идет о России.
8 августа 2001 года Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвердил, что для производства хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий лицензия не требуется. Казалось бы, все ясно: многолетняя борьба Российской Гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) за отмену неразумного закона закончилась успешно. Нет, далеко не все. Вдруг очнулись проверяющие инстанции, выяснили, что Закон-то вступает в силу только через полгода, с 10 февраля 2002 года. А Постановление правительства Российской Федерации от 22 января 2001 г. № 43, определяющее порядок лицензирования производства хлеба, никто не отменял. И началось: в Калужской и Курской областях заведены уголовные дела. Предпринимателей обвиняют в незаконной деятельности из-за отсутствия лицензии, в Свердловской области пекарями активно занялась прокуратура с привлечением всевозможных контрольных и надзорных органов. О подобных же фактах сообщают гильдии пекарей Чувашии, предприниматели Ставропольского края, Нижегородской области…
Из-за чего же сыр-бор? Лицензирование не увеличит количества хлеба, не улучшит его качества. Процедура эта очень обременительна для большинства предприятий малого хлебопечения и требует значительного количества времени и средств: нужно посетить до восьми инстанций, оформить более двадцати документов, затратить в среднем 17 тысяч рублей и около 270 часов времени, себестоимость буханки хлеба за счет затрат на получение лицензии возрастет на три процента!
Кто же выиграет? Только чиновник, грозящий штрафами и уголовными делами?
Как это называется? Лицензия в переводе с английского - разрешение. Но не только: есть еще одно значение этого слова, пожалуй, больше подходящее к ситуации, - распущенность, разнузданность! Хотелось бы обратить внимание руководителей регионов России, что в Москве, где сосредоточена большая часть малых предприятий хлебного бизнеса, ничего подобного не происходит.
Дмитрий Литвинович
ПРАВДА Ру
Независимая газета:
PRIME-TASS:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.