Андрей Жданов: драка за Выборгский ЦБК продолжается

Поселок Советский, вотчина известного Выборгского целлюлозно-бумажного комбината, расположен поистине в райском месте на берегу Финского залива. Живет в поселке 10.000 жителей, занятых на ЦБК и в сфере обслуживания. В 1989 году, уже "на излете" советской власти, ЦБК был полностью реконструирован и оснащен новейшим импортным оборудованием. Ни одно отечественное предприятие, снабженное советскими "застойными" станками, не могло тогда тягаться с удачливым Выборгским собратом.

Понятно, сколь лакомый кусок представлял этот комбинат для будущих приватизаторов. Российское станкостроение вскоре вообще приказало долго жить, а новенькое финское оборудование продолжало приносить прибыли и сверхприбыли. Что, кстати, заметно даже по современному состоянию поселка: дома не рушатся, фасады чистенькие, в квартирах работников - следы былой роскоши - дорогая для начала 90-ых мебель, видики, у кого и евроремонт.

В общем, жил поселок Советский, трудился, зарабатывал неплохо и ни на что в общем-то не жаловался. Пока в 1992 году на предприятии не появились москвичи - представители фирмы "Эллис-Лак". Гости из столицы нашей Родины предложили провести приватизацию завода по своему варианту: он предполагал, что соберется некая "инициативная группа", возьмет перед коллективом какие-то обязательства и получит за всё - про всё 30% акций.

Эта сомнительная схема, предполагающая передачу непонятно за что и непонятно кому блокирующего пакета акций, была категорически отвергнута тогдашним директором комбината. Но у "Эллис-лак" оказались длинные руки: директора ЦБК обвинили в хищениях, помурыжили и отпустили за отсутствием состава преступления. Но от руководства комбинатом он оказался отстранен, а напористые "варяги" стали действовать через главного инженера г-на Иванова. И тот, став и.о. директора, провел нужный им вариант приватизации...

О дальнейших злоключениях ЦБК, о революционных событиях осени 1999-го всем хорошо известно. И все-таки на сегодняшний день некоторые факты и некоторые участники той баталии остаются в тени. Известно, что два года комбинат простоял вообще, а потом был вновь запущен предприимчивыми братьями Рубиновичами, хорошо известными в Выборгском районе. (Известность, правда, у них своеобразная: одни считают братьев народными трибунами, другие - бандитами). Директором ЦБК стал бывший военно-морской летчик из Мурманска Александр Ванторин.

Но как только комбинат ожил, нашлись новые желающие объявить себя его хозяевами. На свет выплыли документы, свидетельствовавшие, что комбинат приобретен то ли английской, то ли кипрской фирмой "Нимонор Инвестментс ЛТД", которую представлял небезызвестный в регионе владелец "ЛИВИЗа" - Александр Витальевич Сабадаш. Он-то 9 июля 1999 года и подъехал ккомбинату в сопровождении менеджера фирмы "Aimet" Алексея Шмаргуненко и его компаньона Михаила Шлоссберга.

С ними также были судебные приставы и многочисленная охрана. Прибывшие потребовали остановить комбинат и удалить весь персонал. Дальнейшее известно: несколько цехов были заняты вооруженными людьми Сабадаша, но в целом приступ оказался отбит. Далее последовало многомесячное противостояние с перекрыванием трассы "Скандинавия", пикетами у дома областного правительства и т.п. - вплоть до того, как 14 октября 1999 года не состоялся решительный штурм ЦБК с привлечением спецназа ГУИН "Тайфун"... Когда и это не помогло, Сабадаш, Шмаргуненко и Шлоссберг пошли на уступки и вступили в переговоры с фактическими тогдашними руководителями ЦБК - братьями Рубиновичами, которых безусловно поддерживал коллектив комбината.

А куда же делся директор ЦБК Ванторин? Он исчез в декабре 1999 года в неизвестном направлении. Дело в том, что и он попытался осенью в мутной воде мятежа сыграть свою игру, приведя на комбинат каких-то людей, которых ни в Советском, ни в области не знал никто. Но кончилось это все для "народного директора" плачевно.

В результате договора Рубиновичей с Сабадашем, Шмаргуненко и Шлосбергом возникло ОАО "Выборгская целлюлоза", генеральным директором которой стал менеджер "Aimet", официальный помощник губернатора Валерия Сердюкова Алексей Шмаргуненко, получивший 10% акций ОАО. 40% достались Михаилу Шлосбергу, 50% - Александру Сабадашу. А затем Шмаргуненко и Шлоссберг крупно поругались с Сабадашем и решили разделить бизнес. В начале 2001 года прессу всколыхнула волна публикаций, направленных в пользу Шмаргуненко и против Сабадаша. Сабадаш ответил гробовым молчанием.

Что же стало с комбинатом? Шмаргуненко, по словам работников ЦБК, ввел жесткий режим в стиле 1937 года: с системой доносов, активным моральным и материальным давлением на персонал. Правда, работники получают теперь стабильные оклады, хотя - и очень незначительные, не сопоставимые с их прежними ставками.

Но эпопея борьбы за Выборгский ЦБК так и не завершилась. Сейчас появился новый претендент на право владения комбинатом - администрация Выборгского района. Ее руководство то не продлевает комбинату договор аренды земли, то применяет другие рычаги для давления на нынешних владельцев предприятия - Шмаргуненко и Шлоссберга. Георгий Порядин, глава Выборгской администрации, в свою очередь, представляет интересы первого вице-губернатора области Владимира Кириллова и стоящих за ним теневиков.

Так что драка за ВЦБК, судя по всему, завершится еще не скоро...

Андрей Жданов

Специально для ПРАВДЫ.РУ

Санкт-Петербург

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить