Доллар скоро рухнет, утверждают известные российские экономисты. Для страны, где единственным средством накопления давно стал наличный доллар, нет новости более ужасной.
Правда, так считают не все экономисты, а только некоторые. И те полагают, что рухнет он не завтра, и даже не рухнет вовсе, а так, слегка потеснится, уступив часть позиций то ли грядущему наличному евро, то ли иене, а то и вовсе юаню.
В общем, бежать в обменник и менять баксы на юани, которые Бог знает, как и выглядят, пока рано.
"Крах доллара" - название новой книги, которую впервые показали на публике Михаил Делягин, Олег Григорьев, Михаил Малютин, Александр Нагорный и ряд других, не менее известных авторов, в Комитете Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. Еще один участник проекта, руководитель аппарата этого комитета Антон Суриков все время оставался за кадром, хотя именно он организовал мероприятие, да и сама книга без его содействия не появилась бы. И российское общество в полном неведении продолжало бы складывать в чулок "зеленые", даже не подозревая об институциональном кризисе мирового империализма в лице его авангарда, Соединенных Штатов Америки. То есть, о неизбежном отмирании важнейшего щупальца мирового спрута, именуемого Федеральной резервной системой.
Конечно, название книги эпатирует публику. А иначе как? Кто сегодня станет штудировать экономические выкладки, если не увидит в том прямого шкурного интереса.
Впрочем, Олег Григорьев, директор ГУП НИЦ "Экобезопасность", а ранее статс-секретарь Госкомитета по поддержке малого предпринимательства, потом заместитель председателя Госкомэкологии, был вполне серьезен. В его выступлении сквозила мысль о том, что доллар, ставший единым мировым эквивалентом на фоне Pax Americana, может быстренько утратить эту свою функцию с развитием мирового экономического кризиса. Что, в свою очередь, приведет к переоценке явно завышенной его цены, "сдуванию" экономики США и новой мировой реальности - образованию нескольких мировых денежных центров, скорее всего европейского, японского и, может быть, китайского. До прогноза на образование рублевой зоны влияния фантазия Григорьева не простерлась, из чего следует понимать, что России, бултыхающейся аккурат в центре проруби, надо определяться, к какому берегу пристать - европейскому или китайскому, а может и оставаться в американской зоне интересов. Иначе, что понятно, растаскивание мировой экономики по зонам, разорвет и экономическое тело России со всеми вытекающими последствиями.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, наоборот, доллар защищал и закрытие Америки отодвигал на неопределенное будущее. Скажем, говоря о перегретости "мыльного пузыря", которым являлся в начале года высокотехнологичный сектор американского фондового рынка, он заметил, что спекулятивная составляющая этого пузыря оказалась значительно меньше, чем ее оценки не только европейскими, но и американскими экономистами.
Говоря о глобализации, Делягин заметил, что Россия этот процесс попросту прозевала, ив своем историческом зевке была не одинока: вся Европа в большей или меньшей степени отстала от США и Великобритании, которые теперь диктуют миру свои правила. Именно эти новые принципы, новые подходы, а даже не собственно технологии - вот что производит сегодня экономика США, раньше всех перешедшая в постиндустриальную эпоху. А этот глобальный ресурс в принципе невозможно переоценить. Сколько скажет мировой монополит в области "производства прогресса", столько и будет стоить. Именно поэтому сокращение реального, промышленного сектора американской экономики вовсе не означал голого раздувания пузыря, а лишь отражал процесс структурной перестройки экономики.
Таким образом, снижение индекса NASDAQ в течение этого года примерно на 10 процентов при практически нулевой флуктуации Доу-джонса может, по Делягину, отражать лишь процесс коректировки курса, связанной с сокращением спекулятивной составляющей, которая, повторюсь, оказалась существенно меньше прогнозируемой. А это значит, что вероятность резкого обвала стала весьма малой - обвал наступает на фоне зарпдельного подъема. А корректировка означает именно процесс стабилизации.
Делягин, впрочем, тоже прогнозирует спад доллара, но не резкий и не очень скорый. Скорее это медитация на тему "ничто не вечно": должен быть спад потому что подъем не бывает навсегда. Но для такого прогноза не нужно каких-то специальных познаний. Достаточно просто терпения.
Анатолий БАРАНОВ.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.