Дмитрий Федулов: США помогают России продавать Китаю русские AWACS

Дискуссии о возможном приобретении Китаем российских самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-50 – аналогов американского AWACS - будут продолжены. Об этом сообщил сегодня после переговоров с китайскими руководителями Михаил Касьянов. По его мнению, контракт по возможной закупке Китаем самолетов А-50 – «не главный, но важный элемент сотрудничества России с Китаем в военно-технической сфере».

Отвечая на вопрос относительно формы оплаты Китаем поставки самолетов А-50, Касьянов заявил, что Россия не является сторонником таких форм расчетов, как поставки товаров в счет погашения оплаты контракта. «В ходе сегодняшних переговоров мы подтвердили свою приверженность рыночным принципам экономики. Такая же приверженность была подтверждена и китайскими руководителями», отметил Касьянов, передает «Прайм-ТАСС».

Напомним, что Китай давно демонстрирует намерение приобрести этот важный компонент современной военной техники. Прежде в вопросах приобретения AWACS Пекин основную ставку делал на Израиль. Однако в середине июля Тель-Авив в одностороннем порядке разорвал контракт на продажу Китаю радарных систем раннего оповещения Phalcon AWACS. Предварительная сумма, которой лишилось тогда израильский ВПК, равняется 250 млн. долларов. Надо полагать, что и российско-китайский контракт потянет на такую же сумму.

Радар, вокруг которого разгорелись такие страсти, относится к новейшему поколению воздушных систем раннего предупреждения, которые позволяют самолетам вести дальнее наблюдение и координировать действия вооруженных сил во время боевых действий. Радар создан на фирме Эльта - дочерней компании израильской государственного авиационного концерна и предназначался для нужд израильских ВВС. В прошлом году Китай направил в Израиль Ил-50 советского производства для установки на нем системы слежения. Тогда, по словам представителей Эльты, это был первый шаг в двухгодичном контракте на поставку этого вида военного оборудования.

Между тем интересна сама история срыва этого весьма внушительного военно-коммерческого проекта, который собирались заключить Пекин и Тель-Авив. С того самого момента, когда Пентагону стали известны первые детали китайско-израильской сделки, американцы предпринимали максимум усилий для того, чтобы она не состоялась. Официальной причиной недовольства Вашингтона стало опасение применения израильских технологий против американских самолетов в случае возникновения вооруженного конфликта между Китаем и Тайванем.

Более того, по мнению Пентагона, передача новейших военных технологий потенциальному противнику США, к коим с недавнего времени является Китай, могла привести не только к значительному усилению его военного потенциала, но и способствовать распространению новейших систем оружия в странах третьего мира.

Однако Израиль с такой постановкой вопроса долго не хотел соглашаться. Ни для кого не является секретом, что Тель-Авив имеет с Пекином давние связи по линии военного сотрудничества. И хотя за последние пять лет объемы продаж израильской военной техники в Поднебесную существенно сократились, Израиль по-прежнему рассматривает Китай как своего второго по важности военно-торгового партнера. Конкуренцию Тель-Авиву на китайском рынке вооружений составляют разве что российский ВПК и может быть с недавнего времени французские производители.

Израиль поставляет азиатскому колоссу электронное оборудование для танков, средства коммуникации, оптическое оборудование, авиационную технику и ракеты. В прошлом году министр обороны КНР посетил Израиль, где обсуждал возможность израильской авиационной индустрии модернизировать наиболее многочисленный самолет китайских ВВС МИГ-21.

Беда Израиля заключается в том, что в последнее время в Пентагоне возобладало мнение, что Китай уже в начале следующего тысячелетия станет главным военным противником США. Сложно сказать из каких соображений исходят военные стратеги США, приходя к таким несколько спорным выводам. Может быть, они принимают во внимание, быстро растущее экономическое могущество Поднебесной, а может их тревожит программа модернизации китайских вооруженных сил. Тогда не совсем понятно, почему они не рассматривают в качестве наиболее опасных соперников, к примеру, Индию или Пакистан. Эти страны также обладают ядерным оружием и не менее активно модернизируют свои вооруженные силы и, что самое опасное, имеют очень неустойчивые политические режимы.

В общем, неожиданно для американцев Израиль заупрямился и никак не хотел расставаться с выгодным контрактом. Официальная точка зрения Тель-Авива в этом вопросе отличалась предельной простотой. По мнению израильских военных, продаваемый радар в плане применения технологий никакого отношения к США не имеет, и, в этом смысле, Израиль строго соблюдает свои обязательства перед Вашингтоном.

В министерстве обороны Израиля неоднократно подчеркивали, что они заботятся о национальной безопасности не меньше своих союзников в США и НАТО. Но в Тель-Авиве никак не хотели соглашаться, что сугубо оборонительное оружие может повредить некоей стратегической безопасности, тогда как США продавали Китаю вооружения, если можно так выразиться, посовременней и понаступательней. И, главное, чего не могли понять израильтяне, почему они должны это делать за свой счет.

И, тем не менее, факт остается фактом - американцам удалось продавить свою точку зрения. Чего стоило Вашингтону переупрямить своих израильских партнеров так и осталось секретом. Хотя, многие израильские эксперты сходятся во мнении, что уступка со стороны Тель-Авива была связана с обещанием со стороны США выделить дополнительный пакет финансовой помощи, направленный на совершенствование новых систем вооружения. Эксперты оказались правы: такой пакет был выделен в конце прошлого месяца.

Чтож, как говорится, что ни делается - все к лучшему. Теперь у российских оборонщиков появилась дополнительная возможность поправить свое материальное положение.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Олег Золотов
Олег Золотов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру.
Обсудить