История новой России полна тайн. Причем не только в сфере высокой политики или, скажем, военных конфликтов. Пожалуй, больше всего тайн хранит история развития нашей экономики.
Начинается эта история лет десять лет назад. В те времена Самара по праву считалась "подшипниковой столицей": в городе работало два крупных подшипниковых завода - ГПЗ-9 и ГПЗ-4. Флагманом производства по праву считался ГПЗ-4: именно ему в свое время приказом Министерства автомобильной промышленности было предписано «взять на буксир» отстававший по всем показателям ГПЗ-9.
Так, де-факто, а затем и де-юре в Самаре возникло мощное производственное объединение, которое возглавил тогда Юрий Бубнов, сумевший в кратчайшие сроки превратить свое ПО в лидера отрасли.
Успехи Бубнова не могли остаться незамеченными, и вскоре способный руководитель был переведен с повышением в Москву, на должность замминистра Минавтопрома. Увы, но с этого начался закат самарской подшипниковой отрасли: вновь назначенный директор ГПЗ-9 Игорь Швидак категорически отказался работать в составе объединения. ПО разрушилось...
«Реформы» же на отколовшемся предприятии неприятно удивили самарцев: придя на преуспевающее предприятие, новый директор более чем втрое сократил численность и объем товарной продукции. При этом акцент в работе ГПЗ-9 был сделан на поставку подшипников традиционно богатым металлургическим комбинатам, у которых были деньги на оплату продукции. При этом завод Швидака пользовался всяческим благорасположением областного начальства, получая льготное бюджетное кредитование, налоговые послабления и прочие преимущества близости к руководству. Но несмотря на это, на заводе было сокращено более 10 тысяч рабочих.
На этом фоне второй завод, ГПЗ-4, попал в тяжелейшую ситуацию: он производил 80% продукции для нищей «оборонки», а оставшиеся 20% - для не менее нищих аграриев. Что интересно, сокращения рабочих на ГПЗ-4 на проводилось.
После приватизации заводы были переименованы. ГПЗ-9 стал называться Самарским подшипниковым заводом - 9 (СПЗ-9), а ГПЗ-4 превратился в Самарскую производственную корпорацию (СПК) «Шар». Корпорация после реструктуризации включила в себя целый ряд отпочковавшихся дочерних компаний - Завод подшипников общего назначения (ЗПОН), Завод подшипников специального назначения (ЗСП), Завод приборных подшипников (ЗПП) и Ремонтно-подшипниковый завод.
Надо отдать должное господину Швидаку: в течение ряда лет он упорно предлагал закрыть два завода, выпускавших продукцию для «оборонки» и входивших в состав «Шара». Получив отказ, он начал жаловаться: КРУ Минфина, налоговая инспекция и полиция, ОБЭП, РУБОП, прокуратура провели в корпорации более 60 проверок. Правда, злоупотреблений выявлено так и не было.
Тем временем Игорь Швидак, еще недавно не имевший, по его собственным словам, за душой ничего (что логично: человек всю жизнь проработал технологом на заводе), потихоньку стал практически единоличным владельцем СПЗ-9. За городом появилась очередная «новорусская» вилла, в центре Самары возле филармонии стал воздвигаться в стиле ретро дворец, с принадлежащей Швидаку на нескольких уровнях шикарно отделанной городской квартирой площадью около 200 метров. Кстати, не забыл г-н Швидак приватизировать и свою «старую» квартиру в бывшем обкомовском доме. А заодно прикупил особнячок в престижном районе Самары - на углу улиц Чапаевской и Красноармейской, где после проведения евроремонта разместился вновь образовавшийся банк, который возглавил сын Швидака.
Встав на ноги и заручившись поддержкой губернского начальства, преуспевающий директор Швидак продолжал атаки на молодое руководство «Шара». Хронологически проверки не прерывались ни на один день. Нормально завод работать просто не мог. И его руководство сдалось. На СПК «Шар» появился президент, он же председатель Совета директоров... все тот же Игорь Швидак. Стиль его менеджмента был еще более странен, чем на заводе-близнеце: если вдруг новый босс заезжал на завод и проводил «оперативки», то, по словам начальников цехов, они более всего походили на КВН. Надо отдать должное господину Швидаку, он и сам смущался, и говорил, что основательно подзабыл специфику своего нового предприятия.
После смены руководства дела на «Шаре» пошли не то, чтобы плохо, а просто катастрофически. Впервые главная магистраль Самары однажды оказалась перекрыта возмущенными рабочими, требовавшими встречи с руководителем. Швидак к народу не вышел, а атаковавшим его журналистам однозначно заявил, что к «Шару» отношения не имел и не имеет.
На этом первая часть истории завершилась. И началась вторая: Швидак отказался от всех регалий СПК «Шар» и пошел другим путем. Путем несложных комбинаций он получил контрольный пакет акций входящего в «Шар» Завода приборных подшипников. Период руководства данным предприятием оказался самым коротким в деятельности топ-менеджера: банкротство ЗИП произошло в рекордные сроки, и Швидак вторично вернулся на хоть и не родной, но собственный СПЗ-9.
Казалось бы в истории можно ставить точку. Да случился кризис 17 августа 1998 года. Всеобщая паника охватывает и отрасль, о который мы повествуем. Умело воспользовавшись ею, И.А.Швидак получает крупные пакеты акций еще двух заводов из состава «Шара» - Завода специальных подшипников (ЗСП) и Завода подшипников общего назначения (ЗПОН).
Приобретение кажется крайне выгодным. ЗПОН - предприятие прибыльное, производит в год свыше 100 млн. подшипников, имеет огромные экспортные перспективы. Правда, мешается ЗСП - чисто оборонное предприятие, а какая в наше время от «оборонки» выгода?
Новый владелец производит «рокировку»: в обмен на полное владение ЗПОНом Швидак отдает оборонному заводу свои собственные акции самому ЗСП. Завод-то умирает... Сейчас при виде этой комбинации как-то кстати вспоминаются слова Владимира Путина о людях, которые первыми «проявляют скорбь о погибших защитниках Родины и записываются в ряды патриотов и государственников, в то же время на протяжении десяти лет делали все, чтобы разрушить те организации, которые способствуют оборонной мощи России»...
А ЗСП взял да и не умер. Знающие люди всегда понимали, что завод - это не только цеха, наполненные станками, а в первую очередь специалисты, трудовой коллектив. И в результате за короткое время, выражаясь футбольной терминологией, основной состав специалистов из всех подшипниковых заводов Самары перешел на работу в ЗСП. И завод, не имеющий даже автоматических линий сборки и шлифовки, лишенный экспортных заказов, не только встал на ноги, но и по всем показателям опередил бывших партнеров и коллег. А ЗПОН, кстати, поддерживая традицию предыдущих предприятий, возглавлявшихся Швидаком, начал резко сдавать. Пожалуй, единственным действительно значимым событием в жизни предприятия, за исключением его переименования в «Самарский подшипниковый завод - 4» (СПЗ-4) стало возведение нового кабинета руководителя - теперь в этом огромном прекрасно отделанном помещении можно проводить даже международные конференции. Что вполне логично: после того как новый владелец передал ряд ведущих цехов бывшего ЗПОНа - инструментальный, алмазно-абразивный - на баланс «родного» СПЗ, а оборудование вывез, в бывшем высокоприбыльном Заводе подшипников общего назначения только заседания устраивать...
Теперь топ-менеджеру Швидаку осталось только исправить собственную роковую ошибку. На протяжении всех лет реформ (это зафиксировано во многих протоколах заседаний Совета директоров) он предлагал закрыть «ненужный» и «убыточный» оборонный Завод специальных подшипников. А тут, как на грех, мало того, что ЗСП стал хорошо работать, так еще и государственная политика изменилась, взят курс на восстановление оборонной мощи страны, пошли серьезные заказы от ВПК.
Теперь бы вернуть себе ЗСП, да заявить о собственном участии в восстановлении оборонной мощи. Тогда, может быть, компетентные органы постесняются задать ему в лицо вопросы, давно бродящие по самарским газетам: как проходила приватизация СПЗ-9 (бывшего ГПЗ-9), откуда у его
владельца появились банки, загородные особняки, квартиры, дорогие иномарки, как осуществляется торговля подшипниками на экспорт, через какие офшорные компании проходят внешнеторговые операции? Тогда, может быть, в Москве прислушаются к давним призывам Швидака посадить всех «виновников» развала обороны страны...
Во что, правда, верится с трудом. Ведь в отличие от полной тайн приватизации и последующей работы СПЗ-9, вся деятельность как ЗСП, так и других предприятий, входящих в СПК «Шар», проходила под пристальным вниманием правоохранительных органов и средств массовой информации. Прибыль ЗСП по итогам 1-го полугодия этого года составила более 50 млн рублей, неуклонно растет зарплата коллектива. Принята комплексная программа модернизации. Акционеры завода решили инвестировать в его развитие в ближайшие 5 лет более 500 млн. рублей. Жизнь расставляет все по своим местам: хочется надеяться, что эпоха менеджмента, основанного на принципе «схватить и убежать», уходит в прошлое.
.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.