Реальностью может стать идея соединения Балтийского и Черного морей и создание через тысячу лет нового торгового пути "из варяг в греки".
Как передает корреспондент РИА "Новости", вполне возможно, что в недалеком будущем торговые пути из северных и северо-западных стран на юг вновь, как в 1X-X1 веках, пойдут не вокруг Европы, а напрямую из Балтийского моря в Черное и далее в Средиземное.
Такую возможность предусматривает проект "Транзитный путь Даугава-Днепр". Он предполагает соединение каналом этих двух рек, одна из которых впадает в Балтийское, а другая в Черное море, и тем самым - создание транзитного водного пути длиной 2 тыс 330 километров.
По предварительным расчетам, общая стоимость проекта превысит 5 млрд долларов США.
Согласно проекту, разработанному латвийскими специалистами по инициативе министерства сообщений страны, необходимо будет построить четыре гидроузла на Западной Двине и 13 на Днепре, установить шлюзы на трех действующих ГЭС "Даугавской каскады", прорыть 80-километровый канал между Витебском и Оршей, который свяжет Даугаву и Днепр. Придется также расширить и углубить русла этих рек, чтобы по ним могли проходить суда на первых порах водоизмещением в 5 тыс тонн, а в будущем - и больше.
Участники состоявшегося на прошлой неделе в Риге совещания рабочих групп Латвии, Белоруссии и Украины пришли к выводу, что технически все это возможно.
Для начала реализации проекта нужны лишь соответствующие политические решения заинтересованных стран и деньги. Над этими вопросами уже работает Латвийский фонд развития среды и энергетики "Лавера".
Как сообщил журналистам директор фонда Эрикс Бирзгалис, уже в начале будущего года будет готова информация для правительств трех стран, а также потенциальных участников реализации проекта.
Принципиальную готовность принять участие в финансировании "канала века" уже выразили крупнейший Латвийский коммерческий банк "Парэкс", а также два западных инвестора - компания "Инвестментс энд Эдвайс", учредителем которой является исландское правительство, и люксемургский "Каупсинг инвестмент Бэнк". По словам Бирзгалиса, с этими инвесторами уже заключены соответствующие договоры и открыт инвестиционный счет.
Планируется создание открытого акционерного общества, в котором будут участвовать жители, предприниматели, самоуправление и правительства Латвии, Белоруссии и Украины.
Фонд обратился к Минфину Латвии с предложением включить проект в национальный план развития страны.
Идея создания транзитного пути из Балтийского в Черное море впервые была высказана еще в советское время. Однако в условиях начавшегося экономического, а затем и политического развала Советского Союза, она была забыта. В середине 90-х годов ее практической разработкой занялись латвийские специалисты. Проведенные ими подсчеты экономического эффекта создания нового транзитного пути заинтересовали представителей Белоруссии и Украины. В феврале этого года эксперты трех стран впервые собрались вместе и создали рабочие группы для осуществления дальнейших шагов по разработке проекта.
Хотя работа экспертов практически не освещается в СМИ и не рекламируется, она уже вызвала большой международный резонанс. Представители Белоруссии на рижской встрече рабочих групп заявили, что интерес к возможному созданию транзитного пути Балтийское море - Черное море выразили более 20 стран Европы и Азии.
Ссылки по теме
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.