В последнее время в прессе активно обсуждается подготовка к 300-летию Санкт-Петербурга. К юбилею большого города спешно приводятся в порядок памятники и улицы, мосты и исторические места. Строители и реставраторы самоотверженно готовят город к приему гостей.
Наверное, каждого человека, впервые приезжающего в Санкт-Петербург, неприятно поражают нищета и неустроенность питерских вокзалов. Это чувство проходит, когда полностью погружаешься во все великолепие этого города, когда видишь величественный Зимний дворец, Петропавловскую крепость, окутанную утренним туманом, или разведенные ночью мосты. И, кажется, совсем нет времени вспоминать первое впечатление о городе, однако мутный осадок от грязи на питерских вокзалах остается в памяти навсегда.
О том, что театр начинается с вешалки, а город — с вокзалов и аэропортов, питерские чиновники вспомнили, видимо, только в связи с приближающимся 300-летием Санкт-Петербурга. Поэтому 26 января прошлого года ГУП Октябрьская железная дорога МПС России заключила договор о совместной подготовке и созданию комплексов мелкорозничной торговли и благоустройству прилегающих к ним территорий Московского, Витебского и Балтийского вокзалов с некоммерческой организацией "Управление делами Регионального общественного фонда поддержки ФСБ и СВР РФ", руководителем которой был назначен Михальченко Дмитрий Павлович.
Дмитрий Павлович быстро развил бурную деятельность на предоставленных ему вокзалах, пообещав инвестировать в них к 300-летию города более 6 миллионов долларов США. Его активность не осталась незамеченной руководством дороги, которое в октябре уже этого года одобрило грандиозные планы Михальченко заодно прихватить в аренду торговые зоны на Ленинградском вокзале в Москве. И даже соответствующий предварительный договор подписали. Однако причем здесь Ленинградский вокзал, если речь идет о Санкт-Петербурге и его 300-летии?
Наверное, по нынешним меркам это очень выгодный бизнес — взять в аренду бойкое место и пересдавать его субарендаторам всю оставшуюся жизнь. А главное — модный. Помните? — когда-то в моде было таскать цветной металл в Прибалтику, потом — разливать питьевую воду... А теперь, в наше время, — субаренда! Если, конечно договориться с собственником и получить право аренды по заниженным ставкам. Чего-чего, а уж умения договариваться с железнодорожным начальством у Михальченко не занимать.
Вполне вероятно, что железнодорожное начальство, а за работу всего пассажирского комплекса ОЖД отвечает заместитель начальника дороги по пассажирским перевозкам Василий Голубцов, попалось на удочку бойкого предпринимателя, который, умело используя флаг уважаемых организаций, сумел создать странную систему взаимоотношений. Утверждают, что у того же Голубцова сложились с Михальченко на редкость доверительные отношения, которых не видели на дороге даже старожилы. Даже сложные вопросы, требующие знания дорожной специфики, Михальченко решает, как говорят, с Голубцовым путем нажатия одной кнопки на своем мобильном телефоне.
Все это, наверное, было бы вполне уместно для нашего сегодняшнего российского бизнеса, если бы не некоторые пикантные детали. При изучении ситуации с арендой вдруг выясняется, что ставки аренды действительно серьезно занижены. Правда, все сделано вроде бы чисто — в целом дорога получает даже больше доходов, чем раньше, о чем рапортуют Голубцовы. Только не указывают в расчетах, что и курс КУГИ, по которому рассчитываются ставки аренды в Санкт — Петербурге, вырос за год в полтора раза, и площадей сдается в аренду теперь в два раза больше... Вот такая своеобразная коммерция существует на Октябрьской дороге.
Может быть — пусть занимаются, лишь бы основное свое дело делали? Так не получается: за последний год на вокзалах города трижды случался пожар, а за последние полгода, в течение которых упомянутый нами Голубцов занимает ответственную должность организатора работы всего пассажирского хозяйства дороги, в железнодорожных инцидентах погибли 6 человек! Не каждая дорога "похвастает" такой трагической статистикой.
Видимо все-таки, коммерческая деятельность на Октябрьской дороге имеет приоритет перед скучнойосновной работой. Тем более, когда речь идет о работе с организацией, в названии которой есть магические ныне буквы ФСБ и СВР. Но вот вопрос, насколько Михальченко поддерживают ФСБ и СВР и получили ли ветераны хоть какие-то блага от его организации..
Впрочем, господин Михальченко в данной истории заслуживает только похвалы — в лучших канонах нашего бизнеса он уже сделал себе, как минимум, надежный фундамент для будущего благосостояния. А вот неосторожность железнодорожных чиновников, наверное, в свете этих событий должна получить совсем другую оценку. Кому и как по достоинству оценить происходящие события? Думается, в системе МПС (да и не только!) достаточно руководителей, способных сделать правильные выводы. Мы об этом обязательно проинформируем наших читателей.
Кстати, о завершении истории с Ленинградским вокзалом. Удачливому предпринимателю на сей раз удача повернулась, мягко говоря, не лицом. Министерское руководство, очевидно имея собственное мнение о происходящем, отказало Михальченко. Думается, москвичам повезло: уж очень не хочется, чтобы подобный "цивилизованный" бизнес перекинулся и на Москву.
Дмитрий Золотицкий, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.