На судоремонтном предприятии "Звездочка" в Северодвинске (Архангельская область) вовсю идет выгрузка ядерного топлива из двух реакторов стратегической ракетной атомной подводной лодки "Тайфун" (заводской номер заказа — 712). Вслед за выгрузкой урана из "атомного сердца" корабль начнут "резать на иголки"...Как уже сообщала, при этом впервые используется по прямому назначению только что построенный уникальный береговой комплекс по выгрузке отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из реакторов атомных подлодок, подлежащих утилизации.
Впервые операция номер 1 (так называют выгрузку ОЯТ военные) проводится гражданскими специалистами "Звёздочки". Раньше аналогичные работы осуществлялись личным составом плавучего завода-перегрузчика №412, принадлежащего военно-морскому флоту. По расчётам Минатома, ввод нового берегового перегрузочного комплекса позволит значительно сократить количество выведенных из состава флота АПЛ с топливом на борту, а значит — снизить угрозу ядерной и радиационной опасности в регионе.
Имеются также и чисто технологические преимущества. По традиционной схеме топливо из реактора субмарины сначала выгружали на специальный корабль-перегрузчик ПМ-63, затем в северодвинском военном порту в специальных контейнерах (ТУКах) загружали в спецэшелон и отправляли на завод "Маяк" в Челябинской области. Теперь ОЯТ будут грузить в контейнеры прямо на береговом комплексе, где оно будет дожидаться прихода спецэшелона. Новый комплекс построен на средства программы "Совместное сокращение угрозы" (CTR) (известной также как программа Нанна-Лугара) ставшей, по сути, главным и единственным зарубежным источником финансирования утилизации российских АПЛ. Выгрузка же ОЯТ координируется Минатомом РФ. Кстати, судя по сообщениям из США, программа Нанна-Лугара сейчас дышит на ладан — в американском сенате многие считают, что России и так уже много долларов отвалили на российскую "подводную" утилизацию. И то — по программе Нанна-Лугара вырезаны ракетные отсеки из 16 стратегических атомоходов (этим данным из открытых источников, в основном экологических, нет оснований не верить). Теперь, если они и представляют для кого-нибудь опасность, так только для самой России — как "непрогнозируемые" экологические "бомбы". Ведь хитрые американцы денег на "утилизацию" урана из реакторов не давали, только на ракеты...
После выгрузки ядерного топлива и герметизации реакторных отсеков на "Звездочке" "Тайфун" вернётся на разделочный стапель соседнего Севмашпредприятия. Вырезанные реакторные блоки спустят на воду и переведут в Сайда-губу на Кольском полуострове на базу временного хранения. Самая большая в мире АПЛ с полным подводным водоизмещением около 33800 тысяч тонн под заводским номером 712 была принята в состав ВМФ в конце декабря 1983 года, и десяток лет стращала "вероятного противника" своими 24 баллистическими ракетами из океанских глубин. Всего в России было построено шесть "Тайфунов", занесенных в книгу Гинесса как самые большие подводные корабли в мире. Атомарина под номером 712 стала второй в "рекордном" семействе (всего до 1987 года в России было построено шесть "Тайфунов". После перестройки, когда заокеанские "супостаты" неожиданно для нас самих переквалифицировались в друзей, эта АПЛ тосковала сначала у плавучего пирса в базе подводников Западная Лица (в Заполярье, на Кольском полуострове), потом у причала северодвинского Севмашпредприятия.
Вполне возможно, что заказ №712 будет последним крейсером стратегического назначения, разрезанным на американские деньги по программе Нанна-Лугара. У российского же Минатома карман пуст... Увы, количество АПЛ, отправляемых в отстой с невыгруженным ядерным топливом, с каждым годом увеличивается. Как уже не раз рассказывала "ПРАВДА.Ру", это становится настоящим потенциальным экологическим бедствием для тех мест, где устаревшие атомоходы находятся на отстое в ожидании утилизации. Дело даже не в том, что старые реакторы могут разгерметизироваться, лопнуть, взорваться и так далее. Каждому мало-мальски грамотному человеку, имевшему дело с корабельными ядерными реакторами "военного образца", ясно, что еще в советские времена ВПК-шные конструкторы закладывали в их конструкцию такую "поправку на дурака", что вероятность именно такой аварии слишком мала. Проблема в другом — во времена проектирования этих самых реакторов, то есть уже несколько десятилетий назад, никто даже не задумывался об их "выходе на пенсию". Никто не знает, как поведет себя ядерное топливо в "престарелых реакторных бочках" - таких исследований никогда в России не делалось. Ученые могут только предполагать. Во времена лихорадочной гонки вооружений об этом не было времени думать....
Для справки — АПЛ проекта 941 ("Тайфун"): водоизмещение (надводное) 24500 тонн; полное подводное 33800 тонн; ширина — 22,8 метра, длина — 175 метров, осадка — 11,5 метра, скорость — 27 узлов.
О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/news/russia/18520-n/
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.