Зачем БАБ переписал "Коммерсантъ" на "грузина" Бадри?

Всемирно известный мастер политинтриг и «самый крутой оппозиционер» Кремля Борис Березовский вновь заставил говорить о себе. Сегодня на страницах газеты «Ведомости» "второй Герцен" объявил, что все-таки продает свои активы, в том числе и издательский дом « Коммерсантъ ». Причем продает их не тому, кто предложит за солидный издательский дом наибольшую сумму, а… своему самому близкому дружбану Бадри Патаркацишвили , последние годы скрывающегося от российского правосудия в гостеприимной Грузии.

Конечно, наивные граждане могут подумать, что у Бориса Абрамовича вдруг возникла напряжёнка с деньгами – ведь спонсирование всякого рода либеральных мероприятий – от «цветных революций» до провокационных гей-парадов – требует немалых средств. Да, за последний год БАБ, действительно, несколько поиздержался, но ведь не настолько, чтобы вслед за «Независимой газетой» отказываться от столь раскрученного бренда как «Коммерантъ».

Читайте также: Новые претензии Березовского - он рубит сук, на котором сидит

Действительно, по итогам 2004 года, согласно данным авторитетного еженедельника « Финанс », Березовский занимал в рейтинге российских миллиардеров 26 место с 45,1 миллиардами рублей, что соответствовало 1,6 миллиарду долларов. По итогам прошлого года «лондонский изгнанник» переместился в рейтинге того же издания на 41-ое место, но тоже с неплохим результатом – 40,3 миллиарда рублей или 1,4 миллиарда долларов. В таких условиях продавать один из самых влиятельных в России медиа-проектов из-за бедности было бы странно.

Впрочем, сама продажа «Коммерсанта» Березовским своему старому другу и соратнику по оппозиции «путинскому режиму» (а заодно и по выяснению отношений с Генеральной прокуратурой) Патаркацишвили даже широкой публике кажется весьма забавной. Не менее потешны и те причины, которыми Борис Абрамович объясняет свой шаг: «Недавно я сделал заявление (на «Эхе Москвы» - А.Щ.) о необходимости силового перехвата власти в стране, в России была бурная реакция. После этого Бадри предложил выкупить мою долю в совместном бизнесе. Неделю назад мы встретились в Израиле, и я предложил ему продать свою долю в бизнесе. Моя политическая активность может создать проблемы, и я не имею права подвергать бизнес и друга рискам. К Бадри у меня нет никаких претензий».

Сам Бадри Патаркацишвили , который сейчас владеет 50 процентами ИД «Коммерсантъ» и является председателем совета директоров издательского дома, пока ничего не комментирует. Но в СМИ уже запущена информация со ссылкой на неназванный источник в окружении Бадри, что тот, дескать, выразил Березовскому свое недовольство возросшей политической активностью БАБа и его призывами к силовым методам борьбы с режимом Путина. Якобы Патаркацишвили был в шоке от сделанного Березовским очередного заявления о готовящемся вооруженном перевороте в России, что «стало последней каплей терпения Бадри».

Выходит старые друзья и соратники по бизнесу переругались? В это не верит никто. Может быть, Березовский затеял очередную игру, чтобы вернуть ИД «Коммерсантъ» репутацию самого влиятельного и авторитетного среди политической и экономической элиты медиа-проекта?

Ведь не случайно сразу же после выхода интервью Березовского весьма осведомленный Михаил Делягин высказал мнение о том, что «Коммерсантъ» как «политический инструментуже обесценен, поскольку он полезен в случае неустойчивости, а не стабильности в обществе». Но если это так, то зачем же летом прошлого года Березовский продал «Независимую газету» и громогласно заявил, что сосредоточит все свои медиа-усилия на российском и украинском «Коммерсанте»?

Передавая «Коммерсантъ» своему другу Бадри, которого он якобы не хочет «политически подставлять», Березовский стремится, чтобы издательский дом перестал ассоциироваться с его именем, что, конечно же, смешно. Даже странно, почему такой весь из себя изобретательный Борис Абрамович (достаточно вспомнить, как он покупал тот же «Коммерсантъ») не нашел ничего лучшего, как передать свой издательский бизнес «для избежания коммерческих рисков» везде засвеченному лучшему другу и бизнес-партнеру.

Сейчас друзья напускают дополнительный туман и вбрасывают информацию, что БАБ хочет продать Бадри не только «Коммерсантъ», но и другие активы, связанные с фондом «Bary Discovered Partners», где они не напрямую владеют паями. А фонду этому принадлежат активы на сумму около миллиарда долларов, среди которых, в частности, значится знаменитый завод « Боржоми ». Опять же Патаркацишвили воздерживается от комментариев.

Самое интригующее в этой ситуации – это намеки из окружения Бадри, что тот «устал сидеть в Грузии» из-за политических амбиций Березовского. Но ведь вернуться в Россию просто так и спокойно заниматься обновлением и развитием «Коммерсанта» он тоже не может, поскольку с 2001 года находится в международном розыске по обвинению в организации побега первого заместителя гендиректора «Аэрофлота» Николая Глушкова. Вот почему можно связать «своевременность» передачи Березовским формального руководства ИД «Коммерсантъ» со все более углубляющимся кризисом в российско-грузинских отношениях.

Михаилу Саакашвили сегодня нужен любой дополнительный повод, чтобы раздуть в Грузии антироссийскую истерию. В такой ситуации история о том, как российские власти из-за какой-то давней «мелочевки» не пускают в Россию опытного медиа-бизнесмена, законным образом ставшего полноправным владельцем солидного и всемирно известного издательского дома, пришлась бы очень кстати. Уж не с этой ли явно просматриваемой целью и затеян весь этот шум вокруг перекладывания «Коммерсанта» из одного кармана пиджака «сиамских близнецов» в другой?

« Я считаю «Коммерсантъ» хорошо информированной газетой и с удовольствием ею пользуюсь, - прокомментировал «ПРАВДЕ.Ру» ситуацию депутат Госдумы, член комитета по безопасности Николай Леонов . – Что касается Бадри Патаркацишвили и его отношений с Березовским, то они всем давно хорошо известны, равно как и те претензии, которые предъявляют к ним правоохранительные органы. Я не исключаю, что Березовский затеял всю эту историю с продажей «Коммерсанта» своему другу именно сейчас в провокационных целях.

Ведь ни для кого не секрет, что Патаркацишвили очень влиятелен в политической элите Грузии, у него хорошие отношения с тамошней властью. Вот почему можно предположить, что вся эта история затеяна Березовским не случайно. Лично мне было бы очень неприятно, если через Патаркацишвили Березовский втянет «Коммерсантъ» и его журналистов в какие-либо провокации с целью умелого обострения и без того напряженных российско-грузинских отношений, ответственность за что лежит на нынешнем грузинском руководстве ».

Андрей Юрьев

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить