Крайне интересная история произошла на прошлой неделе в мировой финансовой столице - Нью-Йорке. Согласно недавнему пресс-релизу Альфа-Банка , в США от имени отдела аналитических исследований именитого финансового учреждения был разослан отчет под названием «Будущее России с точки зрения инвесторов и международных политиков», датированный 18 января 2006 г.
«Этот отчет, - отмечается в упомянутом нами пресс-релизе, - не имеет отношения ни к одному из подразделений Альфа-Банка, и мы категорически отвергаем свою причастность к данному отчету и его содержанию... Хотелось бы заверить наших клиентов, партнеров и инвесторов, что мы сделаем все возможное, чтобы отыскать автора этого явно злонамеренного и сфабрикованного отчета и сделать так, чтобы подобное не повторилось».
Вообще подделка аналитических отчетов банка - дело не особо распространенное. Что же содержалось в том отчете? Пресс-служба банка отказалась привести даже примерное содержание "фальшивки" .
Возможно, документы, публикуемые ниже, могут пролить свет на таинственный отчет и такое, мягко говоря, странное поведение пресс-службы. Право решать - действительно ли кто-то задался целью опорочить банк и «нарушить его целостность» или же структуры господина Фридмана просто-напросто повели двойную игру, на Родине клянясь в преданности Кремлю, а на Западе, в тон доминирующим настроениям, призывая дистанцироваться от «режима Путина», - оставим читателю. Кстати, на русском языке опровержение банка было опубликовано на ленте официозного ИТАР-ТАСС. А на английском? Ни на одной из лент - ни Рейтер, ни Блумберг, ни ЭйПи читатель ничего подобного не найдет.
Патриотизм - он для внутреннего пользования. Для внешнего пользования лучше предстать диссидентом, обличающим диктатуру, - а то мало ли что еще может случиться. Впрочем, приведенное выше опровержение было не единственным. Адресаты рассылки отчета спустя несколько часов после столь отважного текста «американских правдорубов» получили письмо, в котором текст отчета признавался «слишком сырым», а его рассылка «преждевременной», а посему - аннулированной. То есть для Запада то, что вы прочтете ниже, - это просто «сырой» материал, а не «провокация». А выводы - делайте сами.
Отчет, распространенный от имени Альфа-Банка (на английском языке), можно найти по ссылке . Ниже приведен его перевод на русский язык.
«Будущее России с точки зрения инвесторов и международных политиков. Вызовы и риски Проблемы-2008»
Доклад для внешнеполитических советников и инвестиционных аналитиков
Исполнительное резюме и рекомендации
Проблема передачи власти по окончании второго срока Президента Путина в 2008 году или изменения Конституции для продления полномочий главы российского государства - ключевая с точки зрения долгосрочных стратегических интересов крупнейших инвесторов. Какими будут изменения 2008 года, будут ли они спонтанными или постепенными, будут ли они связаны с революционными волнениями или олигархо-бюрократическими войнами - в любом случае ситуация неопределенности приводит к падению инвестиционной привлекательности. Инвесторы вынуждены хеджировать риски и повышать доходность увеличением рисковой премии. Анализ динамики текущей ситуации в России приводит к следующим базовым выводам.
ДРАКА ПОД КОВРОМ
Режим власти Президента Путина и его коррумпированных соратников из Санкт-Петербурга (от заместителя главы администрации Игоря Сечина, по мнению наблюдателей стоявшего у истоков уничтожения «ЮКОСа», до министра связи Леонида Реймана, пытающегося проделать то же самое с « Альфа-групп ») неминуемо приближается к коллапсу. Интересы различных фигур и группировок властной верхушки не совпадают и перерастают в мощные конфликты, которые будут обостряться по мере приближения дедлайна принятия решения по проблеме 2008 (кандидатура наследника или конституционные изменения). Любое из принятых решений приведет к появлению внутренней аппаратной оппозиции внутри правящей группы, ее неминуемому расколу, саботажу политических усилий сторонников победившей точки зрения, а то и противодействию им со стороны оказавшихся в меньшинстве.
КОАЛИЦИЯ ЛУЗЕРОВ
«Коалиция лузеров», пострадавших от путинской политики (Березовский, Гусинский, Невзлин), при поддержке практически всех тактических союзников, которые были бы заинтересованы в хотя бы временном падении российского влияния (новое руководство Польши, балтийских государств, Грузии и т.д.), предпримут основательно подготовленные акции, направленные на дестабилизацию ситуации накануне выборов. Акции могут включать массовые протестные выступления населения, попытки организации или подстрекательство и провоцирование вооруженного мятежа, проявлений сепаратизма на Кавказе, в других национальных республиках, а также в Калининграде и на Дальнем Востоке. Очень возможно, хорошо обеспеченные акции могут привести к успеху. Даже если власть и не перейдет в руки поддерживаемой «коалицией лузеров» политической оппозиции, которая чрезвычайно слаба и не имеет поддержки среди населения, то не исключено, что некоторые представители расколотого руководства и низовая бюрократия пойдут на переговоры и тактический альянс с олигархами для выторговывания более выгодных условий послевыборной (послереволюционной) конфигурации.
Консервативные и изоляционистские силы в окружении Президента Путина, в основном из числа его петербургских соратников и силовиков, отдавая себе отчет в возможных последствиях потери власти и реванша «коалиции лузеров», будут лоббировать авторитарные механизмы обеспечения преемственности власти: от установления фактической диктатуры и ограничения демократических процедур (вплоть до запрета массовых выступлений на период выборов) до радикальных изменений Конституции России, недвусмысленно декларирующих приверженность Кремля идее «особого пути» России и отказа от западных стандартов демократии.
С большой долей вероятности можно сказать, что силовики в любом случае получат существенное расширение полномочий, в том числе и в экономической (финансовой) сфере. В противном случае правящий режим не получит необходимых рычагов пресечения внешних финансовых вливаний для дестабилизации обстановки со стороны оппонентов. Расширение же полномочий силовых ведомств приведет к еще большей коррупции и административному произволу, который будет использован петербургской кликой, чтобы захватить побольше привлекательных активов.
Будучи человеком слабохарактерным и подверженным влиянию в степени даже большей, чем бывший президент СССР Горбачев, Путин, вероятнее всего, будет вынужден поддаться давлению силовиков и может пойти на установление в России фактически режима чрезвычайного положения.
Отдельные олигархи ельцинской поры, в частности, те, кто был в так называемой «Семье», получили в обмен на гарантии лояльности власти в 2008 году возможность продать свои активы государству. Таким образом, они выручают и выводят из России чистые деньги, полученные в обмен на лишь отчасти легитимную собственность, и, вероятнее всего, не будут оказывать никакого лоббистского сопротивления силовикам. Остальные крупные собственники, которым не удастся повторить судьбу господина Абрамовича, будучи обеспокоены судьбой своих активов, постараются хеджировать риски и играть на обе стороны, маневрируя и пытаясь угадать возможных победителей.
ПУЗЫРЬ ЭКОНОМИКИ
Вышеизложенные обстоятельства не смогут не отразиться на ликвидности основных российских активов, их рыночная капитализация будет более непредсказуемой, зачастую основанной на инсайдерской информации и попытках манипулирования рынком и спекуляциях. Долгосрочные инвестиции будут сокращаться. На фоне парящих цен на горючее такое обесценивание активов превратит российский рынок в сплошной «мыльный пузырь»: сверхприбыли от экспорта энергоносителей будут еще больше укреплять национальную валюту, делая любой экспорт помимо энергоносителей неконкурентоспособным.
Низкий уровень доверия к банковской системе не позволит существенно снижать процентные ставки по вкладам. В результате уровень доходности на любые виды краткосрочных вложений (от депозитов в национальной валюте до спекулятивных операций с недвижимостью в Москве) будет непомерно высок. Даже сейчас уровень процентных ставок по 12-месячным депозитам в укрепляющейся по отношению к корзине мировых валют национальной валюте составляет 9% до 12% годовых, а ставка рефинансирования центрального банка - 13%, на четвертом месте в мире после Бразилии, Индонезии и Турции.
Неизбежное накачивание экономики популистскими социальными ассигнованиями в преддверии выборов приведет к еще большему укреплению рубля и спаду в несырьевых промышленных секторах. Значимое снижение мировых цен на нефть будет означать крах российской экономики вне зависимости от объема накопленных золотовалютных резервов и Стабилизационного фонда.
Принимая во внимание вышеизложенное, такие рекомендации для мирового сообщества и инвесторов были бы правильными:
1. Осторожно дистанцироваться от режима Путина, воздержаться от явного сотрудничества с наиболее одиозными представителями российского руководства: Медведевым, Сечиным, Рейманом. Негласно поддерживать контакты и оказывать косвенную поддержку представителям крупного бизнеса и оппозиции, как это делает «Альфа-групп». В случае смены власти структуры, поддержавшие оппонентов действующего режима, могут рассчитывать на дополнительные бонусы. Если нынешняя клика останется у власти, подобную линию всегда можно объяснить желанием подстраховаться и быть осмотрительными в ситуации неопределенности.
2. Противодействовать формированию в России режима полицейского государства. Оказывать всяческое давление на Россию и лично на Президента Путина с целью добиться неукоснительного соблюдения прав собственности в России, демократических процедур и прав человека.
3. Воздержаться от стратегических инвестиций в экономику России до того или иного разрешения кризиса-2008. Ограничиться лишь портфельными и спекулятивными краткосрочными проектами повышенной доходности.
4. Предложить условия наибольшего благоприятствования для капитала, экспортируемого из России. Средства, выводимые из России накануне предстоящей нестабильности, могут быть аккумулированы в национальных экономиках развитых стран, а также в инвестиционных институтах, оказывающих поддержку российскому бизнесу, стремящемуся оперировать в условиях глобализации.
Рассмотреть вопрос о возможном смягчении барьеров, связанных с борьбой с отмыванием денег, для капиталов, экспортируемых из России и других постсоветских возникающих рынков с сомнительным экономическим законодательством и коррумпированной системой правоохранительных и судебных органов.
5. Способствовать развитию экстерриториальной юстиции, то есть выводу хозяйственных отношений в России из юрисдикции коррумпированных российских судов в суды США и Великобритании, а также офшорных территорий, создавая тем самым правовую основу для развития экономики страны после смены власти.
Источник: "Российские вести"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.