Российское правительство "в основном одобрило законопроект о страховании вкладов". Однако пока документ отправлен в министерства и ведомства на доработку и будет вынесен в повестку дня заседания правительства 28 ноября. Как заявил в интервью Вестям. Ru зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Штогрин, этот закон необходим населению. По его словам, этот вопрос не раз поднимался законодателями, но его продвижению мешали "интересы банковского сообщества".
- Сергей Иванович, какова Ваша позиция по этому законопроекту, насколько он плох или хорош? Позволит ли он укрепить доверие к банковской системе со стороны населения, и повысить стабильность банковской системы?
- Я считаю, что населению нужен такой закон. Нюансы, касающиеся того, как управлять сбережениями, как их гарантировать, кто должен управлять этим процессом — специально созданная новая организация или АРКО, — все эти нюансы мало интересуют население. Отмечу, что этой темой депутаты занимались еще с прошлого созыва. Эта тема присутствует все время (в свое время был разработан законопроект, который отклонил президент), а продвижения вперед все нет. Мешает продвижению такого закона и введению его в действие интересы банковского сообщества. Причем в самом банковском сообществе существуют различные подходы к решению этой проблемы, и одни с другими соперничают в этом. И это соперничество не дает возможности решить эту проблему и принять нормальный закон. Однозначно, поскольку государство регулирует денежно-кредитную политику, обращение денег, вообще денежную массу в стране, то оно должно отвечать и за работу банков. И камнем преткновения всегда был вопрос — должен ли присутствовать в этом агентстве государственный уставной капитал. Должно ли государство вкладывать? Я считаю, что должно. Более того, я уверен, что должны быть государственные компании, государственные организации, унитарные предприятия, а не какая-то организация, созданная частными лицами. Даже очень богатыми. Государство призвано обеспечивать безопасность своих граждан — и это его главная задача — не только от террористов, но и от финансовых проходимцев. Таких, как Мавроди. Чтобы люди в условиях рыночной экономики не бежали сломя голову отдавать им деньги. Государство обязано помочь своим гражданам разобраться, куда можно нести деньги, а куда нельзя.
- Законопроект подразумевает государственное регулирование банковской деятельности. Конечно, проблемы взаимоотношения государства и бизнеса, степени участия государства в экономических процессах — вечные, политики и экономисты трактуют их по-разному. Особенно когда речь идет о таком специфическом секторе, как банковский. С одной стороны, мы провозглашаем принцип его независимости, но с другой — вводим госконтроль за деятельностью ЦБ и коммерческих банков.
- Как известно, за рубежом примерно один раз в десять лет разоряются крупные банки, которые потом продаются практически за одну марку или один франк. Поэтому государство должно заниматься регулированием банковской деятельности. Стихийный рынок, как его представляют некоторые — это полный абсурд. Мы должны законами регулировать свободу, иначе в стране воцарится полной бардак. В чем суть конкуренции? В качестве услуг, предоставляемых банковскими учреждениями, в процентных ставках, в работе с клиентами, в культуре обслуживания, в различных дисконтах... Как это сейчас происходит за рубежом. Кстати, очень солидные банки могут себе позволить этого и не делать. Потому что главный их гарант — надежность. А вот те банки, которые помельче и не так уверенно стоят на ногах, стараются привлечь клиентов высокими процентными ставками, льготами и т.д.
- Возникают вопросы, связанные со схемой формирования и управления фондом страховых взносов .
- Такой фонд необходим. Без него эта схема не будет действовать. Если банк хочет, чтобы вклады населения в этот банк были гарантированы, то он либо должен сам создавать сумасшедшие страховые резервы, которых он не может создать в принципе, либо он должен объединяться с другими банками. И такие деньги должны концентрироваться, потому что схема страхования построена на том, что в фонд платят тысячи банков, а берут от туда, в случае необходимости, единицы. На этом построена страховая схема, а поскольку мы говорим о гарантировании вкладов, и эта схема построена тоже на принципе страхования, то надо такой фонд создавать.
- Как Вы относитесь к тому, что управлять новой структурой предполагается поручить АРКО?
- Я думаю, что это разумное решение. Потому что АРКО с 1998 года занималась вопросами реструктуризации долгов, финансовым оздоровлением банков. Она работала примерно с тремя десятками банков, некоторые оздоровила, некоторые продала, а деньги вернула вкладчикам. Поэтому эта организация имеет в этой области определенный опыт работы. Она знает, что такое вкладывать все деньги, как их можно возвращать, что такое внешнее управление банком, что такое активы банков и где можно что-то взять в случае критической ситуации. Поэтому это вполне разумное решение.
Светлана Листопадова
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.