12 ноября Сберегательному банку России исполняется 161 год. Банков с более длинной историей у нас в стране просто не существует. Впрочем, по всем остальным показателям, характеризующим его положение в банковской системе России и национальной экономике в целом, Сбербанк России также занимает если не первые, то лидирующие позиции.
Поэтому весьма парадоксально, что в народе до сих пор еще сохранился стереотип, согласно которому "Сбербанк — банк для пенсионеров". Между тем, бурная деятельность, которая ведется банком по всем бизнес-направлениям, говорит о том, что этому стереотипу осталось жить недолго. И если можно будет как-то охарактеризовать Сбербанк России в двух словах, то это будет "старый банк с новым лицом". По крайней мере, председатель Дальневосточного банка Сбербанка России Борис Гвоздев в этом убежден.
- Борис Зиновьевич, хотелось бы узнать, что в Сбербанке остается старое, а что появляется новое.
- Прежде всего хочу отметить, что в нашем случае смена "старого" на "новое" - это не революция, а эволюция. Сейчас постоянно появляется что-то новое в технологиях, в оборудовании, появляются новые возможности для работы с клиентами и т.д. Естественно, упустить все эти новшества означает потерять клиента, который в конце концов уйдет туда, где ему удобнее работать. Поэтому процесс постоянного совершенствования у нас непрерывный, это мы и называем "новым лицом": по-современному оформленные и оборудованные офисы и филиалы, новейшие информационные технологии, единый корпоративный стиль и т.д.
Мы просто стараемся вести наш бизнес в соответствии со всеми стандартами, предъявляемыми к современному банку. И все это делается для того, чтобы сохранить то самое "старое", которым мы можем гордиться: статус старейшего банка в России, которому доверяют миллионы людей, ну и, конечно же, те самые лидирующие позиции по всем показателям.
- Согласно этим показателям, Сбербанк России — самый розничный банк в стране. Не собираетесь ли вы уходить с этих позиций в процессе "эволюционирования"? В противном случае, не боитесь оставить за собой вечную славу "банка для пенсионеров"?
- Целью существования любого нормального банка прежде всего является достижение прибыли. С этой позиции уход из розницы совершенно не оправдан с точки зрения бизнеса: зачем бросать то, что у тебя получается лучше других? К тому же еще раз повторюсь: статус самого розничного банка для нас — явное свидетельство того, что люди нам доверяют. И мы должны оправдывать их доверие.
Что же касается всех этих стереотипов, то они давно уже устарели. Да, действительно среди наших вкладчиков солидный процент занимают именно пенсионеры. Ну и что в этом плохого? Ни один другой коммерческий банк почему-то не берется их обслуживать в таких масштабах, как это делаем мы. Сбербанк вообще можно считать, не побоюсь этого слова, социально значимым банком. Посудите сами: обслуживание бюджета, налоговые платежи, выплаты всевозможных компенсаций и т.д. — мы же не зарабатываем на этом ни копейки, напротив, несем определенные затраты на обслуживании вышеперечисленного.
Но если возвратиться к вопросу о рознице, то мы ведь далеко не одними пенсионерами занимаемся. Для нас дорог любой клиент, независимо от его социального статуса и материального положения. Поэтому стараемся предложить максимально широкий круг банковских продуктов, который бы был интересен абсолютно всем категориям наших клиентов, в том числе и потенциальных. Для сравнения: в старые времена в сберкассах существовало порядка трех видов вклада, сегодня — более 30. Активно работаем с молодежью, развиваем студенческие программы и т.д. — в общем, готовим для себя завтрашних клиентов.
А кредиты? Есть ли у нас на Дальнем Востоке другой подобный банк, в котором для населения есть столько видов кредитов, различающихся по целям, размерам и срокам погашения? Образовательный, на покупку жилья, на неотложные нужды, на приобретение отдельных товаров, корпоративный и т.д. — список довольно внушительный, а сроки погашения по отдельным видам кредитования превышают 10 лет.
Конечно, развитие кредитов для населения тормозят некоторые пробелы в действующем законодательстве, все еще недостаточная платежеспособность населения и даже менталитет. Но надеюсь, что со временем мы подойдем к тому образцу, который действует в развитых странах: получить кредит простому работающему человеку — дело обыденное и даже несколько обязательное. Там же абсолютно все "живут в долг" и не находят в этом ничего сверхъестественного.
Нет ничего особенного и в пластиковых картах. Хорошо, что наши люди тоже перестали относиться к ним как к какой-то экзотике — сейчас темп прироста рынка пластиковых карт в России находится на первых местах в мире. Мы, естественно, тоже стараемся держаться в лидерах по этому направлению. Так, Дальневосточный банк выпустил 90 тысяч различных пластиковых карт — это и наша собственная "Сберкарта", и карты международных платежных систем Visa, MasterCard и т.д. Причем мы больший акцент делаем именно на международных картах, т.к. они наиболее удобны для клиента: прием в любой стране мира, автоматическая конвертация в любую валюту.
В общем, какое направление в розничной работе банковской системы ни возьми, везде мы чувствуем себя достаточно уверенно и уходить, естественно, из этой ниши не собираемся. Конечно, это не значит, что мы просто сидим сложа руки и довольны существующим положением вещей. Как я уже говорил, для удержания этих позиций нам приходится постоянно совершенствоваться, изучать свои ошибки и делать из них выводы. Даже свою структуру пришлось пересмотреть. К примеру, на момент образования Дальневосточного банка в его структуре насчитывалось 74 отделения. Сейчас — всего 23. Часть отделений пришлось попросту "удалить", большая часть прошла укрупнение — все для того, чтобы максимально повысить эффективность нашей работы. Ведь если работать недостаточно эффективно, клиент просто уйдет в другой банк, благо, сейчас есть куда уходить.
- Чем еще вы можете гордиться, кроме как огромным доверием со стороны населения?
- Если брать именно Дальневосточный банк Сбербанка России, то на Дальнем Востоке мы держим первое место абсолютно по всем направлениям: обслуживание бюджета, работа с корпоративными клиентами и, естественно, работа с населением.
В работе же с корпоративными клиентами наиболее динамично развивается инвестиционное направление. Так, с 2000 года нам удалось нарастить наш кредитный портфель с 3 до 12 млрд. рублей — цифры для дальневосточной экономики достаточно серьезные.
На этом, естественно, останавливаться не собираемся. Главная задача, которая стоит перед нашим банком на следующий, 2003 год, — освоить долгосрочное кредитование на сроки до 10 лет. Для нашей экономики наличие таких "длинных" денег, по большому счету, вопрос существования. Судите сами: в этом году темпы роста импорта возросли в два раза — это значит, что девальвационный эффект, благодаря которому начался экономический рост после дефолта в 1998 году, исчерпан.
К тому же многие наши предприятия сегодня нуждаются чуть ли не в стопроцентной замене основных средств, так как те давно уже износились. Естественно, на это нужны просто огромные деньги, и успеть обернуть их за год, даже за три — просто нереально. А значит, выпускаемая на наших предприятиях продукция будет становиться все менее конкурентоспособной по сравнению с растущим импортом. Чем это чревато для нашей экономики, думаю, объяснять не надо.
Поэтому-то вопрос о предоставлении "длинных кредитов", на мой взгляд, вопрос опять же социально значимый, и мало кто из банков сегодня способен и готов идти на такие риски.
- В заключение хотелось бы поздравить вас с очередной годовщиной банка и пожелать ему дальнейших успехов и процветания.
- Спасибо, я также хочу поздравить с этой датой всех наших клиентов, включая потенциальных, и пожелать им всего самого наилучшего.
Беседовал Сергей Фоменко
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.