Нет, речь не идет о сепаратистских настроениях. Но от этого не легче. Сегодня, 9 декабря 2005 года, Российский подводный флот лишается уникального атомного корабля… В Северодвинске спущен военно-морской флаг на атомной подводной лодке КС-403 «Казань». Ну и что, скажете вы, мало ли атомоходов отправляется сейчас «на иголки»? Вопрос утилизации отработан до мелочей, и все большее количество стран - бывших противников по «холодной войне» деловито присоединяется к этому процессу. Похоже, НАТО спешит обезопасить себя на случай, если русские с приходом нового президента передумают разоружаться.
В случае с «Аксоном» (другое наименование «Казани») потенциальный противник может ликовать вдвойне: российский флот потерял единственный в своем роде опытовый корабль для испытаний ГАК (гидроакустических комплексов), без которых строящиеся подлодки лишь на бумаге будут считаться новыми, а значит, и «обновление» морской составляющей СЯС (стратегических ядерных сил) будет выглядеть весьма условным.
Судьба уготовила «Казани» яркую жизнь. Лодка была построена в 1971 году на Севмашпредприятии как атомный ракетоносец 667А проекта. Однако по мере осознания проблемы шумности и совершенствования гидроакустики на флоте пришли к выводу, что испытывать комплексы для новых поколений АПЛ целесообразно не на серийных образцах, а на специальном корабле, который сравнительно легко может быть переоборудован для последующих разработок. Сказано сделано. В 1981 г. К-403 была выведена из боевого состава флота, прошла двухлетнюю модернизацию на «Звездочке», после чего, получив добавление к тактическому номеру – «С» (специальная), успешно исполняла роль подводной лаборатории, дав путевку в жизнь ГАК подводных крейсеров III поколения. Лодка получила постоянную прописку в Беломорской ВМБ, об успехах экипажа регулярно писала флотская пресса, а заслуги уникального корабля перед наукой несколько лет назад были отмечены специальной статьей в авторитетном журнале «Судостроение». Известность КС-403 еще более возросла, когда кораблю было присвоено имя «Казань», а столица Татарстана стала его шефом…
Увы, все это в далеком прошлом, и, безусловно, нужный возрождающемуся флоту корабль отправляется на слом, вызывая законное недоумение. Ведь сравнительно недавно, в 1996 году, было завершено очередное переоборудование КС-403 для испытания перспективных гидроакустических разработок, на которое, по словам командира корабля капитана 1 ранга Игоря Кравцова, была затрачена астрономическая сумма - более 230 млн. рублей (в тогдашних ценах при «дешевом» долларе). И это, заметьте, в период, когда Вооруженные силы вообще сидели на голодном пайке. В итоге деньги были выброшены на ветер: корабль совершил лишь несколько выходов в море.
Подробнее об этом рассказывает сам командир, откровенно признающийся, что до сих пор не в состоянии понять логики происшедшего.
Очередное переоборудование «Казани» было обусловлено появлением атомоходов IV поколения. Значительный объем работ привел к изменениям обводов корпуса, он стал грушевидным. В соответствии с проектом ЦКБ «Рубин», помимо комплекта антенн опытного ГАК и сопутствующей аппаратуры, для повышения навигационной безопасности были установлены серийные малогабаритные гидроакустические станции. Однако к моменту очередного возвращения с моря истек срок освидетельствования корпуса и основного оборудования АПЛ, а также иссяк энергозапас активных зон реакторов. Почему эти вопросы не были подняты в ходе шестилетнего ремонта – вопрос отдельный! По крайней мере, на ФГУП «Звездочка» были готовы и техническая документация, и производственные мощности для оперативного решения этих задач. Вопрос упирался в сравнительно небольшую сумму дополнительного финансирования.
Командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов незамедлительно поставил вопрос о возможности дальнейшей эксплуатации КС-403. В декабре 2000 г. начальник Главного штаба ВМФ адмирал В.Кравченко обратился к главкому – адмиралу флота В.Куроедову с предложением сохранить ценный корабль. Мнение последнего отразилось в однозначной резолюции на полях документа: «Согласен. Весьма важно». И неудивительно, ведь к этому времени на Севмаше уже был заложен ракетоносец нового поколения - «Юрий Долгорукий». Дальнейшие события поначалу развивались по отработанной схеме. Приказом главкома была образована межведомственная комиссия по освидетельствованию корпуса, забортной арматуры, систем, оборудования и устройств заказа №450, пришедшая к выводу – «продолжение эксплуатации специальной и единственной в ВМФ подводной лодки-лаборатории возможно». 11 ноября 2002 года акт комиссии был утвержден командиром Беломорской ВМБ контр-адмиралом Олегом Трегубовым, отправившим его по команде. А вот дальнейший ход событий законам логики уже не поддается. 10 декабря 2002 года Главным техническим управлением ВМФ был разослан документ за подписью его начальника – вице-адмирала А.Смолякова, в котором был поставлен вопрос «о рассмотрении возможности вывода АПЛ «Казань» из состава ВМФ» на основании «заключения акта комиссии». Допустить, что адмирал не видел акта или проявил личную инициативу, представляется маловероятным. Зато в том, что флоту нанесен значительный вред, сомневаться не приходится. В результате столь масштабных многолетних затрат корабль совершил всего 10 выходов в море. Причем значительную часть этого времени заняли отнюдь не эксперименты с новой техникой, а ходовые испытания и отработка курсовых задач. Если это не расточительство народных денег, то что?
Однако даже в этих условиях экипаж сумел выполнить важное задание комфлота – в последнем походе была успешно «вскрыта» дальняя акустическая зона. Не возникает сомнений, что в случае решения вопроса о перегрузке активной зоны и т.п. «наука» могла бы рассчитывать на гораздо более весомые результаты, соизмеримые с прорывом в области отечественной гидроакустики, совершенным незадолго до столь разрушительной для флота «перестройки».
Отметая резонный вопрос о солидном возрасте «Казани», капитан 1 ранга И.Кравцов заметил, что результаты комиссии отражали реальное состояние дел. Лодка находилась в надлежащем состоянии, материальная часть умело эксплуатировалась опытным экипажем, который буквально холил и лелеял родной корабль, опираясь на благоприятный режим, созданный руководством «Звездочки». Согласно акту известной комиссии, корабль мог беспрепятственно выходить в море еще как минимум десять лет. Увы, призывы командования ВМФ сохранить «то, что может ходить», остались на бумаге, ключевые решения явно принимал кто-то другой... Но, что характерно, за последние пять лет ни один из флотских начальников не удосужился побывать на «Аксоне», а значит, не смог убедиться, насколько любовно содержал его экипаж.
По мнению теперь уже бывшего командира «Казани», откровенно негативную роль сыграла атмосфера, до сих пор царящая на флоте. Причем самый могучий флот - Северный - выделяется здесь далеко не в лучшую сторону. Катастрофы последних лет с гибелью людей и кораблей, повлекшие за собой смену едва ли не самых толковых командующих, не способствовали повышению уровня ответственности. Подтверждая своего рода «синдром «Курска», мало кто способен взять ответственность на себя, считая перестраховку предпочтительней. Тем временем американцы благополучно ввели в боевой состав ВМС новую многоцелевую АПЛ «Вирджиния», планируя довести число лодок в серии до 30. В том, кого они рассматривают главным противником на море, сомневаться не приходится. Разведывательная активность у наших берегов со стороны «союзников по борьбе с терроризмом» отнюдь не снизилась по сравнению с периодом откровенного противоборства времен «холодной войны». Так что утилизация «Аксона» станет отличным подарком Пентагону, который, понятное дело, не заинтересован в том, чтобы какая-то русская «старушка» без особого труда записывала «дискреты» (дискретные составляющие шумов) американских кораблей дальнего слежения за подводной обстановкой, «пасущихся» в прилегающих к нашему побережью морях.
И вообще, не исключено, что о канувшем в Лету «Аксоне» еще не раз вспомнят. На ум приходит случай со спасательной подлодкой БС-257, недофинансирование ремонта которой привело к волевому решению тогдашнего главкома Феликса Громова об отправке в утиль «спасателя» вкупе с обоими автономными аппаратами. Катастрофа 12 августа 2000 года заставила горько пожалеть об этом, правда, уже совсем других людей.
И все же самое главное - потеря «Казани» отразится на общих перспективах подводных сил России. При установке на корабле нового ГАК неизменно возникает масса проблем. В отсутствие КС-403 акустику придется доводить до ума на головной лодке серии, чего не должно быть по определению. Это неизбежно влечет за собой затягивание сроков освоения техники и сдачи корабля флоту. Общее мнение - на боевой корабль должно устанавливаться лишь испытанное оборудование. Эксперименты – удел опытовых кораблей, а боевой корабль нужен для боя! Этой позиции придерживаются и разработчики. Им гораздо удобней проводить исследования на специальном корабле, где их не воспринимают как фактор, отвлекающий от ратных дел. Впрочем, флотское начальство не очень-то прислушивается к мнению «яйцеголовых». Наступление на военную науку продолжается. Уцелевшие после массовых сокращений ученые почитают за благо спасти хотя бы то, что осталось.
Все же не зря говорят о способности русских многократно наступать на одни и те же грабли. Может быть, у россиян в этом деле со временем что-то изменится? Тем временем в очереди «на гильотину» стоят более новые корабли, в том числе с титановыми корпусами, срок службы которых неизмеримо дольше.
Сергей Апрелев, специально для «ПРАВДЫ.Ру»
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.