В скором времени все пищевые продукты, состоящие или произведенные из сырья, содержащего трансгенные ингредиенты, то есть подвергнутые мутации, будут подлежать обязательной единой маркировке. Соответствующая норма заложена в специальном техническом регламенте «О требованиях к безопасности пищевых продуктов, производимых из сырья, полученного из генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) растений и животных», разработанном специалистами НИИ питания Российской академии медицинских наук. Законопроект был представлен на повторные общественные слушания, которые состоялись в Минпромэнерго РФ.
Спор о вреде модифицированных продуктов и видоизмененных добавок ведется почти с момента появления их в России около десяти лет назад. В первую очередь это продукты из сои, кукурузы, помидоров, кулинарные, кондитерские и мясные изделия. В середине 90-х появились первые сообщения об их возможной опасности для здоровья. Вместе с тем на российских прилавках с каждым годом появляется все больше такой продукции. По данным уральских экологов, каждый третий товар на российском столе – не натурального происхождения. Причины крайне просты: ее производство обходится дешевле, выращивание культур – проще и выгодней. Между тем опрос общественного мнения, проведенный ВЦИОМ в мае 2005 года, показал, что более 95% россиян предпочитают отказаться от использования подобных продуктов. В их числе 63% полностью поддерживают идею запрета. Однако они вынуждены их потреблять, поскольку отечественные производители, как правило, не указывают на упаковках, что их содержимое произведено из трансгенного сырья. Они просто игнорируют постановление трехлетней давности об обязательной маркировке продуктов, содержание генно-модифицированных материалов в которых превышает 0,9%. Не стал для некоторых препятствием и подписанный в январе этого года закон «О защите прав потребителей», где содержится такое же положение.
Подобная практика не только нарушает право граждан отказаться от генно-модифицированной продукции, но и ставит в неравные конкурентные преимущества производителей «естественной» продукции. Эксперты отмечают, что на российском рынке начинается выдавливание нормальных продуктов питания продуктами, содержащими ГМ-организмы, причем в большинстве случаев потребитель даже не подозревает, чем дешевый горошек отличается от более дорогого.
Технический регламент должен внести порядок в этот процесс, так как по крайней мере он устанавливает ответственность для нарушителей и четкие критерии для всех остальных, предупреждая действия продавцов, вводящих в заблуждение потребителей. По словам заместителя директора НИИ питания РАМН Михаила Гаппарова, принятие документа обусловлено необходимостью построения прозрачной, понятной участникам рынка системы обязательных требований к безопасности пищевых продуктов, содержащих трансгенные ингредиенты, гармонизацией подходов к оценке их безопасности с международными требованиями и устранением избыточных административных барьеров. В законопроекте указано, что маркировке подлежат пищевые продукты, «состоящие или произведенные из сырья, содержащего более 0,9% компонентов трансгенных растений и животных».
Соответствие требованиям безопасности пищевых продуктов, производимых из трансгенного сырья, определяется с помощью государственного контроля и государственной регистрации. На слушаниях большое внимание было уделено регистрации подобных продуктов, как ввозимых, так и производимых на территории России.
По мнению участников обсуждения техрегламента, важно не допустить повторных регистраций одного и того же продукта. Например, в страну ввозится сырье, его регистрируют, после чего оно поступает на переработку, и полученный в его результате продукт необходимо вновь подвергать той же процедуре. Как считает заместитель председателя Общественного совета по техрегулированию при Минпромэнерго РФ Наталья Фонарева, это противоречило бы одной из главных задач реформы технического регулирования — устранению избыточных административных барьеров, препятствующих ускоренному развитию отраслей экономики.
В этот же день в Минпромэнерго РФ прошли вторые общественные слушания по проекту технического регламента «О требованиях к биологической безопасности и безвредности генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) растений», разработанного специалистами Российского зернового союза. Он распространяет свое действие на трансгенные растения и растительное сырье. В документе содержится порядок выполнения требований к биобезопасности ГМР при экспериментальном выпуске и на стадии коммерческого обращения. Принятие данного регламента позволит обеспечить охрану окружающей среды, а также безвредность растительного кормового сырья.
Правда, победа Российского зернового союза в тендере по разработке техрегламента не обошлась без скандала, что подчеркивает напряженность вопроса. Общенациональная ассоциация генетической безопасности (ОАГБ), выступающая за жесткое регулирование использования ГМО, а фактически - за их полный запрет, с результатами тендера не согласна. РЗС же, наоборот, называют лоббистом ГМ-технологий в России. Правда, до суда пока дело не дошло.
Ученые пока не могут доказать – вредны ГМ-продукты или нет. Да и сотрудники Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии убеждены, что наука пока не в состоянии с точностью определить, как скажется употребление таких продуктов на людях в отдаленном будущем. Специалисты говорят, что примерно в 2025 году можно будет с уверенностью сказать, влияют ли генетически-модифицированные продукты на организм людей. Но регулировать этот рынок необходимо уже сегодня.
Отдел экономики
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.