Автовладельцам придется навсегда забыть о поблажках по ОСАГО и свыкнуться с мыслью о неизбежном росте тарифов. Страховщики вновь публично высказывают настороженность по поводу растущей убыточности обязательного автострахования. Череда тревожных публикаций и заявлений самих страховщиков наводит на мысль о спланированной PR-акции, цель которых – повышение тарифов на ОСАГО «по желаниям трудящихся».
Напомним, основной угрозой обязательного автострахования для страховых компаний является растущие как снежный ком выплаты по страховым случаям. Вообще, это справедливо для всех видов страхования, но в «автомобильной» сфере пик страховых выплат наступает уже через 3-4 года работы компании. Рано или поздно наступает момент, когда доходы от перезаключения контрактов сравниваются с расходами на ведение дел и выплаты (процент расходов от доходов и называется «убыточностью»). И если страховщик не компенсирует портфель по ОСАГО другими видами услуг, то его неминуемо ждет банкротство.
ОСАГО в России худо-бедно существует уже два года, и к сегодняшнему дню убыточность по этому виду страхования составляет в целом по рынку 60-65%. Такие цифры привел вчера заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Батуркин. Это еще сравнительно далеко от критичной величины выплат в 77% от сборов. Так как 20% от страховых сборов страховщик может тратить на ведение дел, а 3% он отдает в фонд РСА (из которого производятся выплаты по контрактам обанкротившихся компаний, а также в случаях, когда виновник происшествия не застрахован или скрылся), то выплаты свыше 77% делают все ОСАГО убыточным. Как считается эта статистика – разговор вообще отдельный. Если брать абсолютные цифры, то по итогам девяти месяцев текущего года страховщики ОСАГО собрали 38,7 млрд руб., а их выплаты составили 18,6 млрд руб, то есть 48% от сборов. Уж никак не 60-65%. Но страховщики продолжают стоять на своем, призывая смотреть на проблему в перспективе.
Кроме того, в ряде регионов зафиксирована значительная убыточность. Так, в Уральском федеральном округе и Сибири она составляет 75-80%, а на севере — в Ханты-Мансийском АО — 120-130%. Это коррелируется с недавно озвученными данными «АльфаСтрахования». По статистике Группы, как минимум в восьми городах убыточность уже колеблется в пределах 70-100%, а именно в Новосибирске, Пятигорске, Сыктывкаре, Томске, Челябинске, Тольятти, Петрозаводске и Перми.
Среди основных факторов, влияющих на рост убыточности, представитель РСА выделил инфляцию, рост стоимости услуг станций техобслуживания, а также использование водителями системы “бонус-малус” (скидки-надбавки) в свою пользу. Комментируя эти цифры, Батуркин сказал страшную вещь: убыточность не просто растет, но и пока не видна тенденция к замедлению ее роста. Более того, благополучию страховщиков, по словам Батуркина, угрожает рост в будущем выплат по жизни и здоровью с нынешнего 1% в общем объеме выплат до 30%, как в зарубежных странах.
Что же делать? Ответ известен, о нем трубят эксперты рынка уже почти год: повышение тарифов. Требуя пересмотра тарифных ставок страховщики уже готовы ставить ультиматумы.
Так, менее недели назад президент группы "РЕСО" (одного из лидеров рынка ОСАГО) Сергей Саркисов заявил о готовности компании вообще уйти с рынка автогражданки, если «через полтора года тарифы по ОСАГО не будут изменены (в сторону повышения)». «РЕСО» ссылается на пример Испании, где из-за высокой убыточности ОСАГО с рынка ушел страховщик Mapsre. Пусть хотя бы введут инфляционный коэффициент для корректировки тарифов, умоляют страховщики. У них есть своя правда – с момента принятия закона об ОСАГО только официальная инфляция составила 28%.
В тот же день руководитель Дирекции Андеррайтинга и Методологии Группы «АльфаСтрахование» Денис Макаров говорил о том, что крупные страховые компании вынуждены отказываться от активной политики в убыточных регионах, максимально снижая свою активность в части продаж полисов ОСАГО. На освободившееся место, пугает Макаров, приходят мошенники и несостоятельные компании, которые, делая ставку только на ОСАГО, рано или поздно пополняют ряды банкротов.
Только увеличение коэффициентов в регионах с высокой убыточностью, уверен Макаров, может исправить ситуацию. Проблема с необоснованными коэффициентами – одна из основных бед страховщиков по ОСАГО, соглашается вице-президент «Росгосстраха» Игорь Игнатьев. Он привел в пример ошибку при расчете коэффициентов для Ленинградской области, где для всего региона применяется один коэффициент, а для одного города Волхов – в полтора раза меньший (регуляторами была допущена ошибка: город Волхов Ленинградской области перепутали с городом Болхов Орловской области – прим. ред.). Такая же противоречивая ситуация сохраняется для коэффициентов Москвы и Московской области, рассказывал Игнатьев «ПРАВДЕ.Ру».
Но и защитники интересов страховщиков не спят. По удивительному совпадению, в дни, когда делались эти заявления, в Госдуму депутатом Валерием Гребенниковым вновь был внесен проект поправок к закону об ОСАГО, увеличивающих тарифы на обязательную «автогражданку» на 20-30%. Как напоминает Агентство страховых новостей, впервые поправки Гребенникова были внесены в Госдуму в мае этого года, однако их вскоре вернули автору из-за отсутствия заключения правительства. Однако депутат не сдавался – получив правительственное заключение и не смутившись отрицательным отзывом Былого дома, он вновь направил законопроект на рассмотрение нижней палаты парламента
Автор законопроекта предлагает увеличить базовый годовой тариф на ОСАГО по легковым автомобилям для юрлиц на 22% - с нынешних 2,375 тыс. до 2,89 тыс. руб., для граждан - на 30%, с 1,98 тыс. до 2,58 тыс. руб. Кроме того, могут быть скорректированы тарифные ставки для различных видов транспорта – в основном в сторону увеличения, за исключением тракторов, прицепов и мотоциклов.
В результате, по мнению депутата, уровень убыточности в ОСАГО снизится, а рентабельность деятельности страховщиков ОСАГО сохранится на критическом уровне убыточности в 77 процентов. Правительство не согласно с этим мнением: из его заключения на законопроект следует, что предлагаемое увеличение тарифов не совсем адекватно предлагаемым размерам выплат по имуществу потерпевших.
Так как выборы в Госдуму еще сравнительно далеко, то предсказать реакцию депутатов на столь непопулярный закон сложно. Впрочем, пик банкротств по всем расчетам может как раз прийтись на 2006-2007 года, когда с рынка может уйти каждая третья компания, обжегшаяся на ОСАГО. Поэтому не исключено, что парламент и власти не постесняются избежать будущих проблем в предвыборный период за счет карманов избирателей.
Отдел экономики
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.