Качество российского бензина постоянно вызывает нарекания автовладельцев, а также экологов. Несмотря на то, что некоторые из крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) вкладывают немалые средства в модернизацию производства, зачастую их более-менее качественное топливо разбавляется (в прямом и переносном смыслах) на АЗС суррогатом. Ситуацию призвана сломить новая политика государства в области регулирования этого рынка: жесткая ответственность АЗС за качество топлива и благоприятствование производителем бензина стандартов Евро-3 и Евро-4.
Конкуренция с фальшаком – одна из самых трудных и обидных, как для крупных нефтяников, так и для владельцев мелких сетей АЗС. Поэтому все громче звучат призывы к радикальному усилению контроля за качеством автомобильного топлива. Причем контроля сквозного – от нефтеперерабатывающего завода до автозаправки.
Контроль затруднен тем, что обязательного для всех нормативного документа, устанавливающего качество топлива (и, соответственно, ответственность продавцов), на данный момент нет. Действующая в настоящее время система контроля - ГОСТы производства топлив и два уровня сертификации продукции (на НПЗ и на АЗС) - не исключает продажу "бодяжного" бензина, уверены эксперты.
Оставшийся еще с советских времен ГОСТ устарел хотя бы только потому, что сегодня свыше 40% российского автопарка соответствует европейским нормам Евро-2 (30%), Евро-3 и Евро-4 (10%). Эти нормы требуют более высокого качества горючего, нежели отечественные авто. Во-вторых, даже этот устаревший ГОСТ не является обязательным. По закону, обязательным может быть лишь технический регламент, но для моторного топлива он пока не принят.
Между тем, этот документ уже полгода как разработан во Всероссийском научно-исследовательском институте по переработке нефти (ВНИИ НП). Сейчас он лежит в Минпромэнерго и до конца года проект Федерального закона "Специальный технический регламент "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам" обещают направить в Госдуму.
Введение технического регламента позволит расширить сферу ответственности за качество моторных топлив до владельцев автозаправочных станций, уверен заместитель директора ВНИИ нефтепереработки, разработчик технического регламента Владимир Соловьев.
Техрегламент станет обязательным для всех. Производитель сможет выбирать любой способ производства, но он должен гарантировать качество и экологические свойства конечной продукции по техрегламенту. В свою очередь, покупая топливо на НПЗ, владельцы АЗС должны потребовать с них подтверждения продукции техрегламенту и могут потребовать подтверждения соответствия ГОСТ. А в дальнейшем владельцы АЗС, продавая это топливо на бензоколонках, обязуются не изменять качество полученного с НПЗ бензина.
По словам Соловьева, задачей этого техрегламента также является доведение количества вредных выбросов от использования автомобилей до европейского уровня.
Сами нефтяники не спешат вкладывать средства в модернизацию производств. Как показывает опыт Хабаровского НПЗ и "ЛУКОЙЛа", переоборудование одного завода стоит не менее полумиллиарда долларов. Причем если на Дальнем Востоке эти деньги быстро отбиваются, так как подавляющее большинство автовладельцев в тех краях пользуется японскими и корейскими машинами, то в других регионах России это пока не очень рентабельно.
Видно, именно из-за этого Минпромэнерго и Минэкономразвития предлагают снизить акцизы на топливо более высокого качества на основе технических регламентов. Работа над предложениями по акцизам будет завершена до конца первого квартала 2006 года, с тем чтобы с 1 января 2007 года акцизы были снижены. При этом акцизы на топливо Евро-1, Евро-2 и ниже не только не уменьшаться, но и, возможно, станут выше.
Говоря о введении техрегламентов и соответствующем изменении акцизной политики, Халиль Шехмаметьев из брокерского дома "Открытие" вспомнил похожие инициативы, лоббируемые "ЛУКОЙЛом". По словам аналитика, эта компания сильно вложилась в повышение качества своей продукции, но решающих конкурентных преимуществ пока не получила. Это не дает выигрыша, - сказал он "ПРАВДЕ.Ру". - Да, бензин удовлетворяет качеству "Евро-4", но за эти деньги продавать его в России нельзя. Когда рядом стоит почти такой же бензин, доказать, что топливо "Лукойла" – лучше, очень тяжело".
Ужесточения контроля за качеством топлива на АЗС, вытеснение суррогатного бензина, и более мягкая акцизная политика по отношению к высококачественному топливу могут сделать стандарты Евро-3 и Евро-4 выгодными для наших нефтяников. И, следовательно, цены на более качественный бензин не сильно будут отличаться от известных ныне стандартов.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.