Несмотря на небольшое уменьшение количества "паленой" водки в России по сравнению с 90-ыми годами, объем нелегально произведенной продукции до сих пор высок (из-за суррогата ежегодно гибнет до 40 тысяч россиян), да и сам алкогольный рынок далек от спокойствия. То и дело разгораются "алкогольные" бизнес-войны за бренды и долю рынка.
"Самым лучшим образом мы бы решили проблему, если бы добились от правительства принятия решения, фактически приводящего к монополии государства на спирт ", - сказал президент России Владимир Путин во время своего июльского визита в Калининград.
Естественно, о полной национализации частных ликероводочных компаний никто не говорит. Речь идет об усилении государственного регулирования в отрасли. Насколько глубоко чиновники должны контролировать производство и продажу спирта и алкогольных напитков – этот вопрос на прошлой неделе пытались решить эксперты на специальных слушаниях в Госдуме.
Резкая демонополизация алкогольного рынка в начале 90-ых годов привела к появлению значительного теневого сегмента, отметил председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов. "Предприятиям позволили делать то, что они хотят", - сказал он, отметив, что это была ошибка государства. Попыткой исправить эту ошибку В.Драганов назвал принятие федерального закона о создании Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).
Свой рецепт вывода отрасли "в свет" предложил и гендиректор "Росспиртпрома" Петр Мясоедов. Чтобы, по его словам, "вывести из тени" 7 млн. дал. водки (1 дал = 10 л), нужно загрузить все производственные мощности "Росспиртпрома", которые сейчас задействованы только на 30%. Для этого, предлагает Мясоедов, надо "консолидировать производственные мощности на базе "Росспиртпрома".
Под консолидацией Мясоедов имел в виду объединение "Росспиртпрома" с компаниями, обладающими интеллектуальной собственностью. Например, с "Союзплодоимпортом", который владеет правами на бренды "Столичная", "Московская", и прочие, разъяснили «ПРАВДЕ.Ру» эксперты.
Действительно, те же водки "Столичная" и "Московская" сейчас почему-то разливаются на частных заводах, в то время, как мощности «Росспиртпрома» большей частью простаивают. «По сути, гробят госпроизводителей», - говорят эксперты.
Правда, даже передав все государственные бренды на розлив «Росспиртпрому», полностью его мощности загрузить не удастся. «"Столичная" сейчас разливается в минимальных количествах, "Русская" пока вообще не производится», - сказал «ПРАВДЕ.Ру» один из участников думских слушаний.
Возможно, с учетом этого, глава «Росспиртпрома» сделал мягкий намек на возможное поглощение государством частных винно-водочных компаний – в неопределенном будущем.
Эксперты рынка неоднозначно отнеслись к предложениям Мясоедова. «На парламентских слушаниях обсуждали "кота в мешке". У каждого – свое представление о госмонополии», считает президент Союза участников алкогольного рынка Осман Парагульгов. «Нет никаких документов, что из себя должна представлять госмонополия», - сказал он «ПРАВДЕ.Ру».
Говоря о загрузке мощностей "Росспиртпрома", Парагульгов отметил, что государство должно работать с частным сектором по рыночным правилам, и никакие директивные меры здесь неприемлемы.
Эффективность предложений главы «Росспиртпрома» по «выводу из тени» нелегально произведенной водки также вызывают сомнения у Парагульгова. Монополия на производство не сможет перекрыть все каналы для неучтенного спирта, из которого и делается нелегальная водка – ведь он может поставляться и из-за границы. «Без комплекса других мер, предложение "Росспиртпрома" не решит проблему», - говорит Парагульгов.
По его мнению, важно, чтобы продукцию, произведенную нелегально, негде было продать. На это настроена Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), которая вводится с 1 января. В ЕГАИС вводятся все данные от производства, от оптовой продажи, импорта. В системе каждая бутылка должна отслеживаться вплоть до ее продажи в рознице.
А председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. вообще уверен, что монополизации производства спирта не произойдет. Сегодня 60% спирта производится на государственных предприятиях, - напомнил он, отметив, что «это почти монополия, которая уже действует». «При этом бардака в отрасли за время существования монополии меньше не стало», - сказал Шапкин «ПРАВДЕ.Ру». По его мнению, если производители спирта даже на 100% будут государственными, ничего по сути не изменится. «Не видно, в чем разница государственных и негосударственных предприятий. Уровень контрафакта что на заводах, управляемых чиновниками, что на частных предприятиях примерно один и тот же, - считает он. - Разница только в одном – за разговорами об интересах государства зачастую стоят совершенно не государственные интересы».
Напомним, что в мире госмонополия на производство и продажу алкоголя существует лишь в некоторых штатах США и странах Скандинавского полуострова. В Америке обычно ограничения действуют на продажу спиртного: в штатах, где действует монополия, алкоголь можно продавать лишь в немногочисленных магазинах, имеющих лицензию. В Швеции, Норвегии и Финляндии в целях охраны здоровья населения спиртное делалось только на государственных заводах, продавали его в казенных магазинах по завышенным ценам. В 1994 году ЕС потребовал в течение десяти лет отменить часть ограничений. В результате Финляндия вынуждена была в 2003 году отменить запрет на импорт спиртного.
В Германии до недавнего времени государство боролось с суррогатом, выкупая по завышенным ценам спирт у легальных производителей и продавая его дешевле алкогольным компаниям. Аналогичная система действует и на Украине, но заметных успехов там добиться не удалось.
Отдел экономики
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.