25 августа премьер подписал проект закона о бюджете. Михаил Фрадков и его министры взяли ответственность за конечный вариант документа. Тем не менее некоторые силы на федеральном уровне, судя по всему, пытаются постфактум, тихой сапой, изменить проект бюджета в алкогольной сфере. Официальное прикрытие лоббистов - забота о пополнении бюджета. О тайных причинах такой «подставы» одобренного Правительством РФ проекта Закона о бюджете на 2006 г. со стороны опытных лоббистов догадаться не сложно, алкоголь - тема сверхприбыльная и очень мафиозная.
Глядя на бюджет 2006-го года, понимаешь, что такого выдающегося финансового плана наша страна не имела за все постперестроечные годы. Его доходы планируется довести до 5 триллионов рублей! Расходы, не связанные с выплатой госдолга, увеличатся почти на 25 процентов. Министр финансов Кудрин анонсировал это увеличение как одно «из самых высоких увеличений за последние годы». В проекте бюджета увеличены на 29 процентов расходы на образование, на 64 процента стало больше у здравоохранения. По словам Кудрина, произойдут изменения и в условиях администрирования налогов. Осенью этого года Госдума рассмотрит закон, защищающий права налогоплательщиков, а планы по сбору налогов в следующем году будут отменены. Стабилизационный фонд к февралю 2006 года превысит 1,4 триллиона рублей. Профицит федеральной казны составит более чем 776 миллиардов рублей.
На фоне этих громких цифр и достижений предложенное в бюджете перенесение на год введения в действие катастрофических положений закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» могут показаться малозначительными. На необходимости годовой отсрочки настаивал МЭРТ и в первую очередь таможня.
Дело в том, что принятые ранее поправки к закону вводят в России новую систему нанесения акцизных марок на импортную алкогольную продукцию. Раньше импортеры проделывали эту процедуру у себя на заводах, пользуясь соответственно конвейерами, минимизируя издержки и соответствуя графику поставок продукции в Россию. Теперь предлагается наклеивать марки уже на нашей территории. Естественно, ни производственных мощностей, ни складских помещений в достаточном объеме нет. Таможенники, озабоченные возникновением недельных очередей, бьют тревогу. Ведь при такой ситуации это напрямую нарушает таможенные правила о максимальном разрешенном трехдневном сроке пребывания товара на таможне. Кроме того, в бюджет российской таможни на 2005 год не были заложены суммы на печать новых акцизных марок, да и четкого представления о том, какими эти марки будут, пока что тоже нет. То есть начать маркировку с первого января государство просто не сможет.
Не могут нравиться существующие поправки к закону и в МЭРТе. Дело в том, что он напрямую нарушает требования ВТО и различные соглашения о равноправной торговле, подписанные с ЕС в предыдущие годы. В практике ВТО существуют прецеденты, когда страна, вводившая маркировку для импортеров на своей территории, имела крупные осложнения с мировым сообществом. Доминиканская республика под угрозой санкций и исключения из ВТО была вынуждена отменить аналогичное положение в отношении маркировки на ее территории сигарет. То есть ведомству Германа Грефа очень нужен следующий год для изменения положений закона и приведения его в соответствие с международными нормами.
Но, как это уже не раз бывало, в аппаратных недрах готовится пул предложений, рекомендующих не откладывать на год введение сырого закона и даже настаивающих на его скорейшем внедрении. Опытные лоббисты делают изощренные ходы. Маскировкой для этой сомнительной инициативы выступает забота о сборе налогов, бремя которых, к слову сказать, Кудрин собирается снижать. Однако невооруженным взглядом видно, что импортеры и сейчас платят на таможне полный объем налогов, то есть сохранение существующего порядка нанесения акцизных марок для импортеров нашу казну уж точно не обеднит, а существующий рост импорта только увеличит показатели за 2006 год. Зато отсутствие необходимых пропускных мощностей у ГТК, разрушение технологической цепочки в поставках алкоголя посеет хаос, взвинтит цены на внутреннем рынке и сократит импорт в Россию, что значительно уменьшит собираемость налогов по отрасли, вопреки общему благоприятному фону бюджета.
Кому выгодно тихой сапой парализовать импортные поставки алкоголя? Кто пытается через чиновников пробить себе выгодные условия для торговли, захватить долю рынка иностранных конкурентов? Кто в угоду барышам попирает и государственные интересы, и порядок на границе, и престиж страны? Кто бы это ни был, его действия, безусловно, бьют по интересам импортеров, но куда сильнее и больнее они бьют по государственным интересам Российской Федерации, в т.ч. образуя тяжелые бреши в бюджетных составляющих всех уровней. Остается надеяться, что простой здравый смысл подскажет власть имущим, что в широтах Петербурга и Москвы не растет бургундский виноград, а в Осетии вряд ли сумеют создать шотландский виски. Очевидность этого факта заставит депутатский корпус более внимательно отнестись к статьям бюджета на 2006 год и поддержать конструктивные инициативы по доработке закона регулировании алкогольной сферы экономики.
Отдел экономики
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.