Живущего в Красноярске писателя Александра Бушкова представлять не нужно. Безусловно, он не засвеченная голубыми экранами телезвезда, не кумир спортивных болельщиков и даже не публичный политик. Он - писатель. Но и те, кто не знает его в лицо или по фамилии, наверняка вспомнят книги и сериал про «Бешеного». Это все Александр Бушков. Наверное, один из самых читаемых авторов постсоветской России. Многое объясняет позиция писателя-гражданина. Бушков, который успешно работал в разных жанрах (например, фантастика), не смог молчать, когда в его (нашу) квартиру ворвались обормоты и принялись кромсать Великую Державу. Писателя нужно читать, но мы, как это водится на Руси, решили с ним поговорить…
Триста лет назад в нашей истории было время, получившее впоследствии название Смутного – многолетняя неразбериха, хаос, война всех против всех, едва не погубившая государство и народ. Отрезок самой что ни на есть новейшей нашей истории с 1991 г. по 2000-й, думается мне, как нельзя более заслуживает определения – Мутное Время… (Цитата из книги А. Бушкова «Хроника мутного времени. Дом с привидениями». Далее, выделенное курсивом, выдержки из этого произведения – прим. ред. )
- Вас невозможно упрекнуть в конъюнктуре, хотя некоторые пассажи вашей новой книги – особенно с добрыми словами в адрес некоторых из олигархов, например, Потанина или Лужкова – оказались чуть ли не приуроченными к выборам в Мосгордуму. Как вообще появилась идея написать книгу, да не просто о современной политике и политиках – об экономике?
- Во-первых, писалось долго. Во-вторых, я не помню когда у нас выборы. В-третьих, я на них не хожу. Наконец, что я могу поделать, если у Потанина действительно производство идет. Я это вижу у себя в крае (Красноярском – прим. ред. ). Получился наш отечественный производитель…
- А мэр Лужков?
- Взгляд со стороны. Всё так и есть.
- Хотя его тоже критикуют…
- Что касается белорусов, то если бы они прожили у нас последние 15 лет – они бы на своего батьку молились. На фоне того, что творилось в стране, – Лужков прекрасно делал свое дело.
- Значит, и олигархи тоже молодцы?
- Не делали не потому что олигархи, а потому что ничего путного для страны не сделали. Они стали выводить деньги за рубеж и так далее.
- А как быть с казусом Вексельберга. Он ведь притаранил на родину яйца самого Фаберже?
- С одной стороны, это хорошо. Но с другой - вместо яиц закупил бы лучше новых технологий…
- И тут дело мутное. Известно, что Вексельберг прикрылся чужими яйцами. В свое время этот бизнесмен, что называется, увел разработанный до него золотоносный прииск. Любят они каштаны чужими руками загребать?
- Самое печальное – нельзя быть уверенным в нынешних олигархах. Это люди, которых «назначили» миллиардерами. Не обязательно назначенных власть предержащими. Есть какое-то общее настроение умов – некоторые идеи носятся в воздухе – нужно создавать олигархов. Это решает не один человек, а среда, элита, круг.
- Похоже на заговор. Не один - значит, обсуждалось, принимали решение?
Тема заговора – весьма скользкая дорожка. Вопрос этот, к сожалению, опошлен и дискредитирован полчищем весьма специфических субъектов, усматривающих заговоры там, где их никогда не бывало. …Лично я ни капельки не верю в большинство «грандиозных заговоров» вроде жидомасонского…
- Если бы всем резко стало бы плохо – заговора бы не было. Но когда многим резко становится плохо, а немногим резко становится хорошо…
- Неужели в истории бывали примеры, когда происходило иначе?
- Реформа Рузвельта. Его знаменитый «новый курс». А замашки у них какие – мы несчастные банкиры, дайте нам финансовую помощь.
- Как пошутила в предисловии к своей автобиографии Фаина Раневская: «Я родилась в семье небогатого нефтепромышленника». К чему это привело бы?
- Все это привело бы к абсолютному экономическому коллапсу. Но пришел Франклин Рузвельт и как хлопнул кулаком по столу: «Стоять! Бояться!»
…наши собственные проблемы, чертовски схожие с американскими конца двадцатых годов, следовало лечить как раз примерно теми же методами и средствами, что применил для выхода из нешуточного кризиса президент Рузвельт.
- Как у генерала, а потом губернатора Лебедя – «упал – отжался». Что-то милитаристское есть в таких словах, не находите?
А потом настало время, когда (Ельцину- ред. ) потребовался преемник. Степашин вспоминал слова Бориса Абрамовича: «Быдлу нужен Лебедь». Вряд ли разговоры о замыслах Березовского – чистейшей воды сплетня. Скорее всего, так и намечалось. Здесь мне придает уверенности уже личный опыт. Как-никак активнейшим образом участвовал в кампании по выборам губернатора в Красноярске, общался с Лебедем, четыре года был своим человеком в той части команды, что не бизнесом занималась, а выполняла функции «агитпропа».
- Наверное. Я пишу об этом в своей книге. Через 15 лет я с ужасом обнаружил, несмотря на мою нелюбовь к Ельцину, я не пересмотрел свое отношение к нему, но, перебрав всех тогдашних политиков, понял, ему тогда не было альтернативы.
Признаюсь в том, чего никогда не скрывал, разве что не кричал публично: всегда, когда требовалось голосовать, голосовал «против» - а свое отношение высказывал устно и печатно, порой не особенно стесняясь в словах. Именно по отношению к Ельцину в нашем лексиконе появилось новое и, по правде сказать, по-русски не совсем прилично звучащее словечко «харизма». «Харизматический лидер». Проще говоря, человек, в котором в какой-то момент сосредоточиваются народные чаяния. Насколько он их оправдывает – это уже другой вопрос.
…старательно переберите в памяти все мало-мальски крупные персонажи нашего последнего пятнадцатилетия и ответьте предельно честно: найдётся среди них некто, способный на месте Ельцина проявить себя лучше?
Я такого просто-напросто не нашел. Оттого и отношение к Ельцину качественно изменилось - от бездумного отрицания до спокойного, рассудочного анализа.
- Может это карма такая у России – вечно выбирать между плохим и худшим?
- Говорят, что вся человеческая история – это выбор между большим злом и меньшим.
- Понимаю, нет пророка в отечестве своем. Но перспектива-то какова, если к власти приходят олигархи?
- Растащат все, что можно. Собирался же Ходорковский продать наше ядерное оружие. Вот тогда я понял – это настоящий придурок. Поскольку мы останемся без ядерного оружия, а через границу придет пара сотен миллионов китайцев, то мы так и останемся нищими…
После ареста Ходорковского и у нас, и на Западе вовсю заговорили об «избирательном правосудии». Потому что если начать разбираться со всеми, кто мошенничал, уходил от налогов, организовывал убийства и прочая, то пресловутый «тридцать седьмой год» покажется не более чем зачисткой рыночной площади в городе Урюпинске.
- Инфильтрация китайцев продолжается, в том числе и на Дальний Восток?
- Это скверно. Это то, что в Москве еще не вполне понимают.
- Во второй столице – в Питере – уже собираются строить городище «Чайна-таун».
- Может, если он будет в Москве – тут быстрее поймут.
- Ничего, станут, как Абрамович, своими среди йеху и гуингмов…
- Сколько бы у Абрамовича ни было бы денег – своим он в Британии не станет. На этот счет дети Альбиона суровы. У них свои традиции и правила. Мелочь, но показательная: когда владелец футбольного клуба «Челси» приехал в Ливерпуль на матч своей команды, его, самого богатого человека Англии, не пустили в директорскую ложу без галстука. Пришлось срочно одалживать у сопровождающих.
- Дефолт, по вашему мнению, уничтожил так называемый средний класс?
- Дефолт уничтожил виртуальный средний класс. Насколько я знаю, те, кто что-то производил, – они остались.
- Президенту нужно полагаться на тех, кто что-то производит?
- Именно. Возьмите американский опыт. Великую Америку создали производители.
- Как считаете, Александр Александрович, в команде Путина все разделяют точку зрения лидера?
- Любая команда никогда не бывает монолитна. Неизбежно есть какие-то слабые звенья даже в самой сильной команде.
- Народ, думаете, не разочарован? Как обстоят дела у вас в провинции?
- Конечно, что делается тяп-ляп, через пень колоду: монетизация льгот, социалка…
- Что нужно делать с олигархами?
- Жестко объяснить: ребята, кто не пойдет в производители, кто будет гнать деньги на Запад и т. д. объявляем амнистию – всех все равно не выкорчевать.
- Не боитесь наступления диктатуры?
- Прошло пять лет. Не закрыли ни одной газеты, никого не посадили…
- А Ходорковского?
- Так не борца же за свободу?
Как-то незаметно повелось связывать, рождение финансовых пирамид с МММ, брательниками Мавроди и Леней Голубковым. На самом деле первым продавать населению свои широко разрекламированные фантики – о, простите акции! – стал именно «Менатеп». Погрел руки Ходорковский и на участии в государственной программе с длинным названием «Фонд финансовой поддержки завоза товаров в районы Крайнего Севера и Дальнего Востока»…Именно с дозволения первого и последнего президента СССР «Менатеп» получил «чернобыльские» деньги. Что с ними делал банк, какая их часть навсегда осела на его счетах, можно только гадать.
- Вступились отдельные правозащитники…
- Правозащитники – это же клиника! Интересно было бы узнать, откуда они берут деньги?
- Мутная история, как с упомянутым в книге докладом Алена Даллеса? Тот, в котором говорилось, что необходимо лишить русский народ их национальных героев: Александра Матросова, Зою Космодемьянскую и т. д.
Который год талдычат о циничной речи былого главы ЦРУ Алена Даллеса – ну, вы наверняка в общих чертах знаете эту историю. Даллес якобы во всеуслышание призывал подменить истинные ценности нашего народа мнимыми, развратить умы и нравы…Одна беда: все, кто об этом пишет, заходясь в истерике, не в состоянии указать источник. Я специально проверял: наши национал-патриоты, «цитируя» Даллеса, ссылаются исключительно на творения друг друга. Ни один из них (ни один, повторяю!) не смог внятно объяснит, где эту речь Даллес произнес, перед кем, когда именно. А это, согласитесь, уничтожает всякое правдоподобие.
- Никаких следов этого доклада я так и не нашел.
Редакция «Правды.Ру» благодарит Степовую Ольгу Михайловну, менеджера отдела рекламы и PR издательства «Олма-Пресс», за содействие в подготовке данного интервью
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.