Накануне в Московском Доме Книги состоялась презентация книги «Душа обедает сама…», которая издана в издательстве Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник". Роскошный том в суперобложке тянет без малого на 10 тысяч руб. Поэтому Никита Сергеевич и заговорил о спонсорах, на средства которых можно было бы часть книг выкупить и раздать по библиотекам и школам. «И тем не менее, - сказал Михалков, - эта книга не является учебным пособием. Здесь вы не найдете и кулинарных рецептов». Так о чем же книга?
- Котелок, костер, перекусили, побежали дальше. Но культура еды заключается не в том, как правильно держать вилку. Это этикет. Культура еды заключается в том, насколько человек относится к этому акту с точки зрения проживания жизни. Чашка кофе, бутерброд. Такое тоже может быть, особенно на вокзале. «Макдоналдс» - ради бога. (Лишь бы это был не интеллектуальный Макдоналдс). Фаст фуд, пожалуйста. Но если мы садимся за стол, большое значение имеет не только то, что мы собираемся кушать. Русское застолье.
- Например, японская кухня – она вертикальная. У них все продукты из моря. (тянет невидимый невод). По сравнению с фантастической по разнообразию китайской кухней. И там Восток, и там. Моя японская переводчица сказала мне: «Вам никогда нас не понять, потому что, куда бы мы ни шли, мы все равно упремся в море». Это островная психология. Насыщение через малое.
- Что нового для себя вы узнали из этой книги?
- Всё.
- Вы ее уже кому-нибудь подарили?
- Да.
- А кому?
- Не скажу.
Раздался голос с акцентом, явно принадлежащий работающему в столице иностранному телекорреспонденту, задавшему вопрос на набившую оскомину тему:
- Что общего между застольем и демократией?
- Думаю, в России если и есть где демократия – так только не в церкви и не за столом, - лапидарно ответил Михалков.
- Никита Сергеевич, каким деликатесом в области кино нас скоро порадуете?
- «Утомленные солнцем-2». 41-й – 43-й годы. Думаю, если молодые люди посмотрят картину первые 15 минут, то они досмотрят ее до конца. Во всяком случае, я на это очень надеюсь.
- Вам приносит какой-то доход ваша издательская деятельность или это чистое меценатство?
- Нельзя сказать, что это большой бизнес. Но с другой стороны, раритеты имеют не меньшее значение, чем дешевые издания. Это стиль. Это тоньше. На сегодняшний день мы достаточно самостоятельны в выборе тем. Мы издали книги о Первой мировой войне и войне Гражданской. Если Вторая мировая война была менее закрыта для нас, хотя в Советском Союзе она была достаточно проряжена идеологией, то о Первой мировой мы знаем очень мало. Тут возникает много вопросов. Почему Белая армия проиграла Красной? Частично на некоторые вопросы я отвечаю в сериале «Русские без России», который был показан по телевидению, а сейчас есть на кассетах.
- Никита Сергеевич, фильм Занусси «Персона нон грата» с вашим участием, который сейчас представлен на Венецианском кинофестивале, какие имеет шансы на получение премии?
- Небольшие. Как член жюри разных кинофестивалей, как возглавлявший жюри фестивалей, я знаю, что слишком много предстоящих обстоятельств решают судьбу картины. На нынешнем Московском кинофестивале такого не было. Бывали фестивали, когда доходило до фарса.
Что касается картины Занусси, это очень серьезная картина за последние 20 лет. Там очень много личного, очень много разочарований. Любовный треугольник с женщиной, которой уже нет в живых. В глубине - как раз отношения между Россией и Польшей. Наши отношения, как чемодан без ручки: и бросить жалко, и нести неудобно. Еще до показа фильма в Венеции в Варшаве объявили, что фильм провалился.
- Возвращаясь к книгам, не планируете издать талмуд о диете или вегетарианстве?
- Надо просто меньше есть! И все!
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.