По итогам года рост потребительских цен будет выше, чем год назад, уверены эксперты. По их расчетам, основная тяжесть удара инфляции ложится на малоимущие слои населения. Цены на потребляемые ими товары и услуги растут быстрее всего. И никакие сезонные снижения цен на морковь и свеклу эту ситуацию не исправляют.
Росстат зафиксировал в августе дефляцию (снижение потребительских цен) в размере 0,1% (по отношению к предыдущему месяцу). При этом цены на товары снизились на 0,4%, на продовольственные товары - на 1,0%.
Эта дефляция, как нетрудно заметить, полностью объясняется снижением цен на плодоовощную продукцию, которая подешевела за месяц на 12,9%. Рост цен на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции составил за прошедший месяц 0,5%. Ничего нет удивительного в том, что свекла и морковь, капуста и картошка в августе стоят дешевле, чем в феврале. И даже дешевле, чем в июле: картошка - на 14,6%, капуста белокочанная - на 17,3%, свекла - на 24,8%, морковь - на 27,8%. При этом нужно учитывать, что Росстат усредняет данные по всем регионам, так что в отдельных городах и областях снижение цен может быть немного больше или меньше среднего показателя.
Также немного снизились цены на куриные яйца, муку, куриные окорочка. Этот сезонный эффект благоприятно повлияет на кошелек потребителя: по данным Росстата, стоимость "минимального набора продуктов питания", вычисляемая по разработанной статистиками методике, снизилась в августе на 4,1% по сравнению с июлем (в среднем по стране). Данный эффект особенно значим для малоимущих, структура потребления которых мало чем отличается от росстатовского "минимального набора".
Однако по сравнению с началом года стоимость того же "минимального набора продуктов питания" увеличилась на 10,3% и составляет 1344 рубля в расчете на месяц. Сравнивая эту величину с индексом цен на продукты питания, который вырос с начала года на 7,8% (а цены на плодоовощную продукцию - на рекордные 20,2%), нетрудно заметить, что основной рост цен пришелся на самые распространенные продовольственные товары, которые как раз и входят в указанный "минимальный набор". То есть основной удар инфляция, как и всегда, наносит по карманам малоимущих. Цены на разные группы товаров растут неравномерно.
Понять ситуацию в комплексе позволяют лишь усредненные показатели - которые демонстрируют, что в 2005 году инфляция растет значительно быстрее, чем год назад. Индекс потребительских цен с начала 2005 года вырос уже на 8,3% (за восемь месяцев 2004 года его рост составил "всего" 7,6%). Почти с такой же скоростью растут цены на продовольственные товары - 7,8% (в 2004 году - было 7,2%). Основной вклад в инфляцию потребительских цен вносят цены на оказываемые населению платные услуги - с начала 2005 года они выросли уже на 17,4% (в 2004 году было - 13,6%). Даже в помесячном разрезе они растут быстрее всего: в течение августа они выросли на 0,8%. Особенно быстро растут цены на жилищно-коммунальные услуги - на 30,8% с начала года (0,7% в августе). Чуть медленнее - платные услуги учреждений дошкольного воспитания (на 25,2% с начала года, на 1,2% в августе 2005 года).
Значительный вклад в инфляцию внесли услуги пассажирского транспорта (13,7% с начала года), а также медицинские и санаторно-курортные услуги. Можно еще долго и подробно анализировать данные Росстата, выискивая и выдергивая отдельные частные показатели (например, снижение цен на телерадиотовары на 0,2%). Но это лишь уведет нас от понимания картины в целом. А картина эта такова. Во-первых, инфляция в 2005 году движется более высокими темпами, чем год назад. Уже давно не идет речи о выполнении заложенных в бюджете инфляционных показателей. Следует ожидать, что по итогам года рост потребительских цен превысит аналогичный показатель 2004 года. Во-вторых, основной удар инфляция наносит по малоимущим - цены на потребляемые ими товары и услуги растут быстрее всего. И никакие сезонные снижения цен на морковь и свеклу эту ситуацию не исправляют.
Аналитический комментарий подготовлен экспертно-аналитическим отделом компании "ИМА-консалтинг"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.