Как ударит инфляция по населению - точный расчет

По итогам года рост потребительских цен будет выше, чем год назад, уверены эксперты. По их расчетам, основная тяжесть удара инфляции ложится на малоимущие слои населения. Цены на потребляемые ими товары и услуги растут быстрее всего. И никакие сезонные снижения цен на морковь и свеклу эту ситуацию не исправляют.

Росстат зафиксировал в августе дефляцию (снижение потребительских цен) в размере 0,1% (по отношению к предыдущему месяцу). При этом цены на товары снизились на 0,4%, на продовольственные товары - на 1,0%.

Эта дефляция, как нетрудно заметить, полностью объясняется снижением цен на плодоовощную продукцию, которая подешевела за месяц на 12,9%. Рост цен на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции составил за прошедший месяц 0,5%. Ничего нет удивительного в том, что свекла и морковь, капуста и картошка в августе стоят дешевле, чем в феврале. И даже дешевле, чем в июле: картошка - на 14,6%, капуста белокочанная - на 17,3%, свекла - на 24,8%, морковь - на 27,8%. При этом нужно учитывать, что Росстат усредняет данные по всем регионам, так что в отдельных городах и областях снижение цен может быть немного больше или меньше среднего показателя.

Также немного снизились цены на куриные яйца, муку, куриные окорочка. Этот сезонный эффект благоприятно повлияет на кошелек потребителя: по данным Росстата, стоимость "минимального набора продуктов питания", вычисляемая по разработанной статистиками методике, снизилась в августе на 4,1% по сравнению с июлем (в среднем по стране). Данный эффект особенно значим для малоимущих, структура потребления которых мало чем отличается от росстатовского "минимального набора".

Однако по сравнению с началом года стоимость того же "минимального набора продуктов питания" увеличилась на 10,3% и составляет 1344 рубля в расчете на месяц. Сравнивая эту величину с индексом цен на продукты питания, который вырос с начала года на 7,8% (а цены на плодоовощную продукцию - на рекордные 20,2%), нетрудно заметить, что основной рост цен пришелся на самые распространенные продовольственные товары, которые как раз и входят в указанный "минимальный набор". То есть основной удар инфляция, как и всегда, наносит по карманам малоимущих. Цены на разные группы товаров растут неравномерно.

Понять ситуацию в комплексе позволяют лишь усредненные показатели - которые демонстрируют, что в 2005 году инфляция растет значительно быстрее, чем год назад. Индекс потребительских цен с начала 2005 года вырос уже на 8,3% (за восемь месяцев 2004 года его рост составил "всего" 7,6%). Почти с такой же скоростью растут цены на продовольственные товары - 7,8% (в 2004 году - было 7,2%). Основной вклад в инфляцию потребительских цен вносят цены на оказываемые населению платные услуги - с начала 2005 года они выросли уже на 17,4% (в 2004 году было - 13,6%). Даже в помесячном разрезе они растут быстрее всего: в течение августа они выросли на 0,8%. Особенно быстро растут цены на жилищно-коммунальные услуги - на 30,8% с начала года (0,7% в августе). Чуть медленнее - платные услуги учреждений дошкольного воспитания (на 25,2% с начала года, на 1,2% в августе 2005 года).

Значительный вклад в инфляцию внесли услуги пассажирского транспорта (13,7% с начала года), а также медицинские и санаторно-курортные услуги. Можно еще долго и подробно анализировать данные Росстата, выискивая и выдергивая отдельные частные показатели (например, снижение цен на телерадиотовары на 0,2%). Но это лишь уведет нас от понимания картины в целом. А картина эта такова. Во-первых, инфляция в 2005 году движется более высокими темпами, чем год назад. Уже давно не идет речи о выполнении заложенных в бюджете инфляционных показателей. Следует ожидать, что по итогам года рост потребительских цен превысит аналогичный показатель 2004 года. Во-вторых, основной удар инфляция наносит по малоимущим - цены на потребляемые ими товары и услуги растут быстрее всего. И никакие сезонные снижения цен на морковь и свеклу эту ситуацию не исправляют.

Аналитический комментарий подготовлен экспертно-аналитическим отделом компании "ИМА-консалтинг"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить