Завтра, 16 августа, стартует 7-ой по счет Международный Авиационно-космический Салон (МАКС) в подмосковном городе Жуковском . Российские компании развернут свои экспозиции, немало будет участников и из-за рубежа. В России привыкли относиться к МАКСу как к национальному достоянию. Однако в экспертной среде до сих пор не утихают споры об эффективности и перспективах салона в Жуковском.
Российский авиасалон, который его организаторы ставят (и не без оснований) в один ряд с ведущими мировыми авиационно-космическими выставками в Ле-Бурже, Фарнборо и прочими, рождался в не самых простых условиях. МАКС вырос из чисто зрелищного Мосаэрошоу-92. Год спустя шоу выросло в первую в истории бывшего СССР международную авиационную выставку, благодаря которой весь мир воочию увидел советские передовые технологии, которые ранее были скрыты за "железным занавесом".
Однако, смотря на графики, отражающие развитие авиасалона в Жуковском, видно, что он не всегда шел в гору – были и неудачи, и скандалы. Не всегда и не у всех российских разработчиков хватало средств для участия в авиасалоне. Не всегда отечественный МАКС российские компании ставили на первое место в ряду приоритетов, предпочитая порой "отыграться" на уже раскрученных салонах в Европе и в Эмиратах.
Так, на МАКС-2003 отказалась участвовать авиационная компания "Волга-Днепр". На нынешнем МАКСе, вероятно, мы не увидим китайской экспозиции, которая ранее держала на каждом авиасалоне в Жуковском большую экспозицию. Такое решение представители китайской стороны обосновывают тем, что на МАКС-2003 китайской экспозиции якобы не было уделено соответствующего внимания.
Но сомнения в целесообразности проведения МАКС и его необходимости для российской авиационной и космической промышленности опровергаются ростом участников, который в последнее время стал постоянным. Уходят одни – приходят многие другие.
По мнению Игоря Коротченко, главного редактора газеты "Военно-промышленный курьер", МАКС не потерял своей деловой ценности.
- Наоборот, авиационно-космический салон МАКС еще больше капитализировал свой бренд. В этом году количество участников выросло по сравнению с прошлым годом как по числу участвующих стран, так и представленным экспозициям. Так что МАКС расширяет свою аудиторию и состав участников, - сказал Коротченко "ПРАВДЕ.Ру".
В свою очередь, президент Института геополитической информации генерал-полковник Валерий Манилов убежден: "Это один из самых эффективных международных салонов".
- Вся история МАКСа свидетельствует о том, что на каждом из салонов представлены образцы военной техники, которые знаменуют наступление нового поколения, - сказал Манилов "ПРАВДЕ.Ру". - Это всегда определенный прорыв: научный, научно-технический, конструкторский, производственный. И этот салон – не исключение.
- Во-вторых, Россия – великая авиационная держава, - добавил Манилов. - Конечно, недруги России и ее конкуренты хотели бы сделать все, чтобы лишить ее такого статуса. Так вот авиасалон – это наглядное – не пропагандистское, а вещественное подтверждение того, что Россия сохраняет потенциал и статус великой авиационной державы. Те образцы, которые там демонстрируются, во многих случаях являются уникальными и не имеющими аналогов в мире.
Экспертам пока трудно говорить о возможных громких событиях и сделках, связанных с МАКС-2005. Но, тем не менее, определенные ожидания есть.
- Ранее была озвучена идея о том, что на первый или второй день работы салона МАКС-2005 Президентом РФ Владимиром Путиным будет подписан указ о создании Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), но не факт, что это произойдет, - говорит Игорь Коротченко. - Хотя глава Минпромэнерго Виктор Христенко на последнем брифинге сказал, что такое в принципе возможно. Но относительно концепции ОАК борются две точки зрения - каким образом объединять авиапромышленность – там не все так просто. Тем более, что Администрация Президента РФ первоначальный вариант концепции ОАК, подготовленный Минпромэнерго, вернула на доработку.
- Какие-то важные политические заявления в области авиастроения, наверное, прозвучат. Может быть, будут объявлены некие предконтрактные заявления о закупках гражданских самолетов, в частности, по RRJ или Ан-148 - компания "Аэрофлот - Российские авиалинии" объявит, какой именно самолет она может взять для эксплуатации на региональных авиалиниях. Это может быть. Но военных контрактов, я думаю, подписано не будет, - считает Коротченко.
- Другое дело, что анонсируют информацию по поводу выполнения ряда текущих контрактов, - добавляет он. - Так, в первом полугодии завершена отгрузка первой партии зенитных ракетных систем С-300ПМУ1 во Вьетнам в соответствии с контрактом, заключенным "Рособоронэкспортом" 8 августа 2003 г. Эта информация озвучена пресс-службой Концерна ПВО "Алмаз-Антей", который исполняет данный контракт. В целом МАКС-2005 – это дебют Концерна ПВО "Алмаз-Антей" в качестве вертикально-интегрированной структуры, который покажет весь спектр производимой продукции в ходе работы салона.
Валерий Манилов считает одним из наиболее важных событий предстоящего салона презентацию Су-34 - фронтового бомбардировщика нового поколения. Этот боевой самолет был создан на базе истребителя завоевания превосходства в воздухе Су-27.
- Сам Су-27 идет на шаг впереди остальных аналогов. А Су-34 – абсолютное слово в авиационной технике, - говорит Манилов.
Отдел экономики
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.