Сегодня правительство должно окончательно решить вопрос с налоговой амнистией . Иными словами, министры решат – как, почем и когда российские бизнесмены смогут легализовать утаенные (украденные) от государства доходы. Собственно, самим министрам все равно. Дай им волю, ни о какой амнистии бы речь не шла. Однако эта мысль была озвучена лично президентом России Владимиром Путин во время его апрельского выступления в Федеральном собрании , так что отвертеться от этого нельзя.
Напомним, в апреле этого года, выступая на Большой Дмитровке, президент недвусмысленно заявил о том, что «надо разрешить гражданам задекларировать в упрощенном порядке капиталы, накопленные ими в предыдущие периоды». По его словам, такой порядок должен сопровождаться двумя условиями: уплатой 13% подоходного налога и внесением соответствующих сумм на счета российских банков. «Эти деньги должны работать на нашу экономику и в нашей стране, а не болтаться в офшорных зонах», – подвел итог президент.
Задача поставлена предельно ясно. Однако всепрощением кабинет министров заниматься не собирается. В лучшем случае, российскому бизнесу предложат разовый аттракцион по возврату в страну недекларированных (утаенных, украденных) доходов физических лиц.
Такой порядок предусматривает проект закона «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами», который правительство намерено обсудить на своем сегодняшнем заседании.
Предполагается, что этот сбор будет разовым. И уплатить его гражданин сможет с 1 января до 1 июля 2006 года. Сумма, вносимая в российский банк не ограничена. Власти обещают не применять к декларантам никаких мер ответственности, кроме требуемой платежки (о выплате 13% подоходного налога). В обмен на нее налоговики станут выдавать специальные свидетельства. Средства, декларируемые в рамках финансовой амнистии, не будут предметом специальной проверки. Доходы, ранее скрытые от налогообложения и о которых физические лица решили сообщить только сейчас, проверять не станут. Если, конечно, контрольные органы не сочтут, что эти деньги успели "замараться" в финансировании терроризма.
При этом министр финансов Алексей Кудрин особо подчеркивает, что амнистирована будет лишь задекларированная сумма. "Индульгенция будет куплена ровно на ту сумму налоговых недоимок, которые за прошедшие годы могли быть открыты, то есть, грубо говоря, если вы заплатили один миллион, а в прошлом году сокрыли два миллиона, то вы прощаетесь на один миллион. Так что давайте, декларируйте все деньги, которые вы сокрыли!" — призвал Кудрин бизнес.
Однако эксперты настроены пессимистично по отношению к инициативе Кудрина.
Аналитики экспертно-аналитического отдела "ИМА-консалтинг" уверены: "предложенная Минфином модель амнистии настолько нелепа, что очевидна сразу ее неработоспособность".
Комментарий экспертно-аналитического отдела "ИМА-консалтинг"
Если отбросить в сторону глубинную неприязнь россиян к навязываемым из-за рубежа моделям поведения, то идею амнистии капиталов, озвученную в последнем послании президента Федеральному собранию, в целом следует оценить позитивно. Однако сразу нужно добавить, что реализация ее в России в задуманном виде невозможна, а в том виде, в каком она будет реализована, от нее будет много вреда и почти не будет пользы.
Во-первых, предложенный Минфином проект закона касается только частных лиц и не касается компаний. То есть сфера его применения очень ограниченная, и не стоит рассчитывать на серьезный эффект.
Во-вторых, особенности действующего законодательства таковы, что любая задекларированная сумма свыше 600 тысяч рублей (в Москве сейчас за такую цену и комнаты в коммуналке не купишь) будет изучаться службой по финансовому мониторингу на предмет законности ее зарабатывания. И не факт, что этот орган, созданный вообще-то для борьбы с незаконным отмыванием денег, сможет отличить уклонение от налогов от другого вида преступлений. Вообще при наличии проверки со стороны службы финмониторинга проведение амнистии выглядит довольно бессмысленным мероприятием. В такой ситуации государство вряд ли сможет гарантировать гражданам, что они не будут впоследствии преследоваться за уклонение от налогов, уже выплаченных ими в процессе "амнистии".
В-третьих, нет полной ясности относительно того, к каким именно видам доходов будут относиться положения закона о налоговой амнистии. В прессу уже вброшено (см. "Коммерсантъ" от 9 августа) заявление анонимного источника из президентской администрации о том, что действие закона может быть распространено и на объекты недвижимости. То есть от любого, кто купил в последние годы квартиру или дом, могут потребовать доказательства законности полученных доходов и уплаты с них налогов.
В-четвертых, как показывает мировой опыт, амнистия дает серьезный эффект только при соблюдении двух условий. Граждане должны доверять государству, что оно их, грубо говоря, не "кинет" после того, как они сообщат ему сведения о своих доходах. То есть "амнистия" не превратится в ловушку для наивных дурачков, а сведения о нажитом гражданами имуществе не будут потом распространяться повсеместно на пиратских дисках. И второе условие: граждане должны быть уверены, что амнистия носит разовый характер, и другого шанса легализовать свои сбережения у них потом не будет.
У нас же предложенная Минфином модель амнистии настолько нелепа, что очевидна сразу ее неработоспособность. Всем понятно, что задачи амнистии не будут выполнены. В то же время сам механизм амнистии обществу запомнится, и останется надежда на то, что когда-нибудь потом возможно проведение новой, "правильной" амнистии незадекларированных доходов.
Результат: принятие данного закона будет, вопреки мнению разработчиков, стимулировать граждан продолжать уклоняться от налогов. Но чтобы продемонстрировать президенту выполнение поставленной им задачи, какие-то деньги налоговики соберут, и какие-то показательные процессы над неплательщиками налогов после завершения амнистии будут устроены. Вот это самое печальное. Потому что пострадают от этого вовсе не те, кто строит себе особняки за миллион долларов и каждые полгода покупает новый "Мерседес", а пострадают прежде всего простые граждане со сравнительно небольшими доходами. И недоверие общества к власти, которое сейчас достаточно велико, в результате предпринятых мер еще больше усилится.
Справка "ПРАВДЫ.Ру"
Практика налоговых амнистий в республиках бывшего СССР
В начале этого года президент Грузии Михаил Саакашвили подписал закон «Об амнистии и легализации недекларированных налоговых обязательств и имущества». Амнистия носит разовый характер и позволяет без санкций продекларировать доходы и имущество, полученные в период с 1992 по 2004 годы с нарушениями налогового и/или таможенного законодательства. Согласно закону, не будет проверяться экономическая деятельность, осуществленная гражданами страны до 1 января 2004 года. Итоги проверок декларированного имущества, в том числе и происхождение финансов, также не будут перепроверяться. С целью легализации финансового положения лицо обязано оплатить одноразовый налог в размере одного процента от легализированного им финансового имущества. Около 250 грузинских предпринимателей, которые обвиняются в совершении экономических преступлений, будут в ближайшее время освобождены от уголовной ответственности и наказания. Несколькими месяцами ранее в Грузии объявили также налоговую амнистию.
Постоянно грешила разного рода амнистиями для бизнеса и Украина. В одном недавнем докладе Международного валютного фонда Украину критиковали за "частые налоговые амнистии" и за терпимость к задержкам уплаты налогов, особенно энергетическими компаниями.
В 1996 году на Украине была принята правительственная программа, провозглашавшая главной целью реанимацию инвестиционного процесса и впервые предусматривавшая осуществление амнистии репатриированных капиталов.
Однако в течение 1999—2003 гг. из 12 проектов законов, направленных на решение этой проблемы на рассмотрение Верховной Рады Украины не был принят ни один из них. Летом этого года Верховная Рада провалила очередной проект налоговой амнистии. Учитывая нарастающие проблемы пополнения госбюджета, украинскому правительству придется вести более жесткую политику в отношении своих предпринимателей.
Интересен опыт по амнистированию денежных средств имеет далекая Аргентина. В этой стране в 1987 году в рамках кампании по проведению налоговой амнистии условием вложения легализуемых средств в акции аргентинских предприятий было направление равных по объему средств в специально созданные инвестиционные фонды. Перед последними ставилась задача строительства новых предприятий, индустриального развития страны в целом. По мнению экспертов, амнистия не принесла желаемых результатов, так как не была должным образом подготовлена.
У России есть свой опыт, как всегда неудачный – налоговая амнистия 1993 года, когда государство фактически расписалось в своей неспособности собирать налоги. Фактически менее чем за месяц должники были обязаны заявить о неуплаченных налогах. В связи с краткосрочностью проведения амнистии налогоплательщики в основном оказались не готовы к ее проведению и были обречены на уплату штрафных санкций а размерах, превышающих 300 % к начисленным суммам, что в итоге обернулось многочисленными банкротствами.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.