Колоритная фигура индийского офицера в традиционном для сикхов тюрбане сразу обращает на себя внимание. Но капитан первого ранга Сукхджиндер Сингх, руководитель группы наблюдения за ремонтом и переоборудованием на военной верфи "Севмашпредприятие" в Северодвинске (Архангельская область) бывшего советского крейсера "Адмирал Горшков", не менее интересен и при личном знакомстве.
- ГОСПОДИН Сингх, как вы оцениваете ход работ на корабле, какие впечатления в целом вызывает сотрудничество с Севмашем?
- Моя группа прибыла сюда десять месяцев назад. Для большинства из нас это первый визит в Россию, однако мы сразу включились в работу над нашим проектом. Очень важным моментом я считаю то взаимопонимание, которого удалось достичь сейчас. Это притом, что первое время наши партнеры были настроены, я бы сказал, несколько консервативно. Мы же считаем, что в международном бизнесе, тем более таком серьезном и масштабном, очень важна открытость. Теперь я с гордостью могу сказать, что работы ведутся вполне удовлетворительно, и надеюсь, что мы выйдем и на более высокий уровень сотрудничества. Очень важно, что теперь мы работаем непосредственно на территории завода, можем общаться напрямую с работниками Севмаша, занятыми на корабле, совместно решать какие-то возникающие вопросы. На сегодня замечаний нет, мы выдерживаем график.
- Как известно из сообщений СМИ, Индия сейчас на собственных верфях строит новый авианосец...
- Да, это так.
- Насколько, на ваш взгляд, важен авианосный флот для морской державы? Вот в России многие стратеги утверждают, что для нас необходимости в авианосцах нет...
- Для Индии этот вопрос был решен еще в начале шестидесятых — уже тогда стало ясно, что такие корабли должны быть в составе флота. Учитывая географическое положение нашей страны, мы признали авианосцы необходимостью.
- Господин Сингх, пожалуйста, несколько слов о себе.
- Кадровый морской офицер, капитан первого ранга, служу двадцать пять лет. По специальности я инженер, вся моя служба была связана с авианосцами. Мою жену зовут Соня, у нас двое детей — сын и дочь, здесь они будут учиться в восьмом и шестом классах.
- Наверное, все северодвинцы уже могли убедиться в том, что наши гости из Индии чрезвычайно бережно относятся к своим национальным традициям. Насколько это существенно для ваших товарищей, лично для вас?
- Видите ли, Индия — страна, где много национальностей и культур и где все они уживаются. В этом отношении религия не играет какой-то чрезмерно большой роли в нашей жизни. В каждом уголке страны живут люди, которые придерживаются самых разных вер, в нашей группе есть приверженцы разных традиций, но когда мы садимся вместе, то мы прежде всего индийцы. Особенно это касается вооруженных сил. Я всегда говорю, что все мы принадлежим к одной религии — это наше братство, это то, что все мы — граждане Индии. Я считаю, что и во всем мире люди — это братья и сестры.
- А что же конкретное объединяет индийцев? Что для вас является, как у нас говорят, национальной идеей?
- Индия.
- Прекрасно сказано, господин капитан. И все же вне строя, в быту эти традиции, очевидно, важны для вас, сикха?
- Все зависит от человека, от того, какой религии он придерживается. Разумеется, кто-то молится каждый день, исполняет какие-либо обряды, но мы предпочитаем исповедовать свою веру дома, не выставляя ничего напоказ и, конечно, никому ничего не навязывая.
- На ваш взгляд, достижимо ли такое мирное сосуществование разных культур, традиций, религий в других многонациональных странах, в мире? Или вы считаете это уникальным опытом Индии?
- Я считаю, что Индия — хороший пример для других стран. И если бы удалось распространить подобный опыт на другие страны, то мир стал бы гораздо более приятным местом!
Беседовал Станислав Зелянин, "Корабельная сторона"
Для справки:
"Адмирал Горшков", четвертый корабль типа "Киев" (проект 1143, иногда рассматривается как самостоятельный проект 11434), построен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве и вступил в строй 11 декабря 1987 года под названием "Баку". Полное водоизмещение корабля составляло 44490 т, длина — 273,08 м, ширина — 52,90 м, осадка — 11,52 м, скорость полного хода — 29 узлов (по другим источникам, до 32 узлов). Крейсер нес 12 пусковых установок крылатых ракет "Базальт", 4 зенитных ракетных комплекса "Кинжал" (192 ЗУР), две 100-мм и восемь шестиствольных 30-мм артустановок, противолодочный комплекс. Авиакрыло состояло из 16-22 (по разным источникам) самолетов Як-38М с вертикальным взлетом и посадкой и 14-22 противолодочных и поисково-спасательных вертолетов. Пакет контрактов по "Горшкову" общей стоимостью более 1,5 млрд долларов был подписан в Дели 20 января 2004 года. Из открытых источников известно, что модернизация "Горшкова" (в индийском флоте — "Vikramaaditya") предполагает демонтаж вооружения и устаревших РЛС, увеличение полетной палубы до 280 м, оборудование трамплина в носовой части, увеличение размеров ангара и кормового лифта, установку аэрофинишеров и оптической системы посадки самолетов. Все это позволит разместить на борту 30-35 истребителей МиГ-29К и вертолетов. Оборонительное вооружение составят 6 ракетно-артиллерийских комплексов "Кортик". По некоторым сведениям, на корабле будут также установлены противокорабельные ракетные комплексы "Брамос" совместного российско-индийского производства с дальностью поражения целей более 500 км и российские зенитные ракетные комплексы.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.