В Северодвинске (Архангельская область) во Дворце культуры военно-судоремонтной верфи "Звездочка" прошла итоговая консультативная встреча по программе NDEP ("Экологическое партнерство "Северное измерение"). Как уже сообщала "ПРАВДА.Ру", программа предназначена для объединения действий, направленных на поиск решения неотложных экологических проблем на Северо-Западе России.
NDEP представляет собой форму партнерства, которая объединяет страны-доноры, Европейский Союз, Россию и международные финансовые учреждения. Как сообщил "ПРАВДЕ.Ру" председатель комиссии по ВПК и конверсии Архангельского областного Собрания депутат Михаил Гмырин, цели подобных встреч — выяснение общественного мнения к содержанию проекта и его корректировка. Подобные встречи проводятся также в Мурманске и Москве. В Северодвинск приехали старший менеджер Европейского банка реконструкции и развития Оливье Пиллар (Франция), главный консультант по радиоактивным отходам британской компании NSS Марк Герчиков (Канада), директор Международного центра по экологической безопасности Росатома Альберт Васильев и другие специалисты программы. В рамках программы подготовлен стратегический мастер-план утилизации выведенных из эксплуатации АПЛ и надводных кораблей. "Звездочка" вынесла на обсуждение четыре проблемы: реконструкцию Ягринского моста, по которому вывозятся контейнеры с отработавшим ядерным топливом из реакторов утилизированных АПЛ; утилизацию крейсера "Адмирал Ушаков"; реабилитацию хранилища твердых радиоактивных отходов; создание на предприятии автоматической системы контроля радиационной обстановки (АСКРО). Пожалуй, наибольшее внимание на встрече было уделено реконструкции Ягринского моста, так как от его технического состояния зависит сам процесс утилизации АПЛ на "Звездочке". Мост через Никольское устье Северной Двины в Северодвинске непосредственно задействован в процессе утилизации АПЛ -- вывоз отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с предприятия на ПО "Маяк" осуществляется спецэшелоном как раз по этому автожелезнодорожному мосту.. Сооружение, возведенное пятьдесят лет назад, ветшает. И если мост не выдержит, экологической катастрофы не избежать. На строительство нового моста необходимо более десяти миллионов долларов. Представители стран, участвующих в программе утилизации, оценивали проект нового сооружения. В результате длительной эксплуатации (мост построен еще в 1954 году) на предельных нагрузках некоторые элементы его конструкции пришли в негодность, деформированы, находятся на грани разрушения и требуют реконструкции или замены. Как сообщила северодвинская газета "Северный рабочий", транспортировка ОЯТ становится проблематичной и требует проведения ряда мероприятий, обеспечивающих безаварийный проезд спецэшелона. Так, скорость движения состава не превышает 15 км в час, исключается нахождение на мосту другого транспорта и людей и др. Предлагаемая "Звездочкой" реконструкция моста включает в себя строительство нового "чисто" железнодорожного моста в 12 метрах от существующего и переоборудование старого моста только под автотранспорт. Проект реконструкции получил одобрение практически всех контролирующих органов. "Страны-доноры, которые выделят деньги на строительство нового моста, назначили финансировать этот объект Европейский банк реконструкции и развития, — сказал представитель банка Оливье Пилар. — Мы должны убедиться в том, что этот именно тот объект, который является приоритетным для всего процесса утилизации подводных лодок".
После завершения переговоров и ряда независимых экспертиз проект нового железнодорожного моста Минатом представит на рассмотрение Европейскому банку реконструкции и развития. Предполагается, что строительство сооружения начнется весьма скоро. Всего международное сообщество планирует профинансировать 35 объектов, связанных с атомным подводным флотом в Архангельской и Мурманской областях. Сейчас независимые эксперты из разных стран должны дать оценку представленным проектам. От реализации каждого зависит радиационная безопасность Северного полушария.
Андрей Михайлов
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.