Такое бывает, наверное, только во сне... Сажусь в поезд "Москва-Северодвинск". В купе я один. Вдруг перед самым отправлением в купе заходит мужчина с седой бородкой. Поезд трогается, зажигается "большой" свет в вагоне и... Не узнать его нельзя: Владимир Личутин. Тут же ему в этом (причем звучит это весьма глупо, со щенячьим восторгом) признаюсь: мол, узнал Вас сразу же, почти все Ваши книги читал и так далее.
Он смеется: ну вот, что я, звезда эстрады, что ли?.. Робко намекаю: мол, хоть и не эстрады, но все-таки звезда первой величины, литературная. Он скептически улыбается: в современной русской литературе звезд не видно. Облака пока у нас на литературном небосклоне ... Поутру под стук вагонных колес смеемся вместе такой "закономерной случайности": надо же, как раз в канун этой моей командировки в Москву говорили мы с архангельским писателем Александром Тутовым — и как раз по поводу грядущего слета молодых поэтов и прозаиков Архангельской области в Каргополе. Оказалось, именно туда Владимир Владимирович и направляется: вместе с писательницей Верой Галактионовой вести семинар прозы. Проговорили мы с Личутиным до самой Няндомы (там его встретили организаторы писательского слета).
Говорили о многом: о политике и литературе, об издательском деле и влиянии Запада, о королях и капусте... Но почему-то особенно запомнились почти дословно несколько его мыслей. Он говорил о необходимости строить храмы, по его мнению, именно церковь сегодня может спасти деревню от вымирания. Даже тот факт, что возрожденный в Верколе, на родине Федора Абрамова стараниями Людмилы Владимировны Крутиковой-Абрамовой монастырь действует, — не решение проблемы, нужен "свой деревенский храм"... На то, что молодые почти не знают творчества северных писателей, Владимир Личутин не сетует: реалист потому что. Какое время — такое и чтиво. Но, с другой стороны, писатель чувствует разницу между молодежью столичной и провинциальной. И вот его мнение: лишь в провинции, в северных городах (и в Северодвинске в том числе), и даже в деревенской глубинке молодые понимают разницу между литературой и пиаром, между "живой" книгой и Интернетом, между писателем и сочинителем детективов... Другое дело, что издать что-то новое писателю, даже маститому, даже такому признанному, как Личутьин, сейчас очень сложно. "У нынешних издателей вместо литературы доллары в глазах мелькают!" - так сказал писатель. Спорить было трудно...
Уже в Северодвинске обошел несколько книжных магазинов. Новых книг Владимира Личутина в продаже нет. О чем это говорит? Об интересе к его творчеству или... о "долларах в глазах издателей"?
Андрей Михайлов
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.