Либералы из правительства уничтожают российский лес

В пятницу Государственная дума приняла в первом чтении Лесной кодекс - основополагающий документ в реформе лесного хозяйства. Как случается со многими другими начинаниями, проводимыми российским правительством, реформа была необходима, но результат не оправдал ожидания отрасли. Лесной кодекс необходим, без него в лесной отрасли не будет стабильности, а, следовательно, не будет и развития. Для российских лесопромышленников лесной бизнес таит множество преград и неопределенностей. В это же время российские леса вырубаются браконьерами и нелегалами из Китая. Контрабанда дерева из России достигает нескольких миллиардов долларов в год.

Но тот вариант, который дошел до ГосДумы, многие эксперты называют недоработанным и грабительским по отношению к природе. Экологические и лесные неправительственные организации обвиняют разработчика кодекса, Министерство экономического развития и торговли ( МЭРТ ), в том, что оно не прислушалось к голосам специалистов. Между тем, в МЭРТ отмечают, что всем заинтересованным было предоставлено достаточно времени для дискуссий и предложений.

Что же приносит с собой новый Лесной кодекс ? В частности, он предполагает увеличение сроков аренды участков лесного фонда до 49-99 лет с 1-3 лет в настоящее время. Права на аренду лесных участков предполагается продавать на аукционах. Обязанности по ведению лесного хозяйства возлагаются на арендаторов, доверительных управляющих лесных участков и их собственников.

Основной объем полномочий по управлению лесным фондом концентрируется на федеральном уровне.

Основным замыслом реформаторов лесного хозяйства России был плавный переход от аренды к частной собственности на леса. Собственно, вопрос о частной собственности стал краеугольным камнем, как для критиков, так и для лоббистов законопроекта.

Напомним, еще год назад, когда работа над Лесным кодексом только началась, премьер-министр России Михаил Фрадков заявлял о том, что леса должны остаться в государственной собственности. Это пожелание закреплено в пункте первом 42-ой статьи Кодекса, который гласит: "Земли лесного фонда находятся в федеральной собственности". Однако следующим пунктом утверждается, что граждане и юридические лица могут владеть "лесными участками".

При этом, как отметил в интервью газете "Труд" научный руководитель Центра экологии и продуктивности лесов РАН академика Александр Исаев, "нет толкового определения, что понимается под "лесными участками", какого они могут быть размера. Сам собой напрашивается вывод: лесные участки — это и есть леса". "Человек, пожелавший купить лес, сошлется на пункт второй, и в итоге все решат деньги", — считает Исаев.

С Исаевым соглашается и профессор Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии Владимир Петров, который в своем отзыве на проект Лесного Кодекса отметил неудачность определения базовых понятий лесного законодательства. "Понятие "леса" является основным звеном в лесном законодательстве, — пишет Петров. — Проект не дает однозначного определения лесу и лесному участку".

Действовавшее до нынешнего времени распределение лесных участков по конкурсу в новом Лесном кодексе предлагается заменить на аукционы, как это практикуется за рубежом. Однако в российском законопроекте единственным критерием для претендентов на участки будет цена — кто больше предложит, тот и хозяин. Заслуженный лесовод России, доктор сельскохозяйственных наук профессор Игорь Шутов в своей работе "Проект Лесного кодекса враждебен интересам России" отмечает, что в законопроекте нет четких указаний на то, "кем и как будут определяться стартовые цены на такой разнокачественный внутри себя "товар"". По его словам, это дает основание говорить о формируемой нише для дальнейшего развития коррупции в сфере лесного бизнеса.

К таким же выводам пришли и в Совете Федерации. В частности, на круглом столе, посвященному использованию лесных ресурсов, было отмечено, что выбор потенциального лесопользователя по единственному критерию — максимально предложенная цена на аукционе с последующим правом на передачу лесного участка в субаренду — создаст благоприятные условия для спекуляции лесными участками. Также это исключит возможность обременения победителя дополнительными условиями: строительством лесных дорог, развитием инфраструктуры, осуществлением глубокой переработки древесины и так далее.

Профессор Петров еще более категоричен в своих выводах. По его убеждению, распределение лесных участков на аукционах, приведет на практике к уничтожению мелких и средних отечественных лесозаготовительных предприятий, разрушению сложившихся хозяйственных связей, росту социальной напряженности в лесных поселках. Петров подчеркивает, что проект кодекса не относит к существенным условиям ни одного положения о порядке ведения лесного хозяйства, охране лесов и их воспроизводстве.

Иными словами, перед дельцами практически снимаются все барьеры перед хищническим истреблением лесов.

По мнению академика Исаева, в жестких рыночных условиях частники и арендаторы будут стараться получить максимальную прибыль, забыв об экологических последствиях. Ведь новый доход от участка, где был вырублен лес, они получат только через 100 — 120 лет. "Кто сегодня будет задумываться о далекой перспективе?!", — вопрошает академик.

При этом карательные меры по отношению к недобросовестным лесопользователям весьма ограничены. "Формально в законопроекте существует статья 44, где прописан механизм "отлучения" недобросовестного частника от лесного участка, — напоминает Исаев. — Однако в реальности сделать это будет почти невозможно. Как, собственно, и проконтролировать арендаторов. Служба лесной охраны сейчас на грани развала. Изменение структуры управления лесами привело к тому, что у Федерального агентства лесного хозяйства практически нет никаких контрольных и "карательных" функций". На Федеральную службу по надзору в сфере экологии и природопользования надежд тоже почти нет. "Там такой маленький штат, что уследить за тысячами арендаторов по всей стране они просто не в состоянии", — сказал академик газете.

Фактически бесконтрольное пользование нашими лесами, сложившееся к сегодняшнему дню, наносит колоссальный ущерб экологии страны. Удивительно, что об этом в новом кодексе не сказано почти ни слова, что вызвало гнев со стороны экологических организаций, акции протеста которых сопровождают весь процесс разработки и принятия нового лесного кодекса.

"Мы имеем дело с антиэкологическим кодексом, — уверен академик Исаев. — Потому что писали его экономисты, юристы, а не ученые и специалисты по лесу. Даже заповедники недостаточно защищены этим документом".


По мнению профессора Владимира Петрова, кодекс в его нынешнем виде разрушает сложившуюся систему охраны лесов от пожаров и лесонарушений, защиты лесов от вредителей и болезней, перекладывая обязанности и затраты по сохранению лесного фонда на плечи арендаторов и подрядных организаций, которым эта обязанность, в виду ее сложности и затратности, мало интересна.

Особую тревогу у профессора Петрова вызывает глава 12 нового кодекса, которая регулирует лесопользование и ведение лесного хозяйства в защитных лесах. По его мнению, действие этой главы приведет к уничтожению защитных лесов, выполняющих экологические и социальные функции (защитные полосы водных объектов, противоэрозионные леса, ленточные боры, малолесные горные территории, леса санитарно-защитных зон хозяйственных объектов, леса первого и второго пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения, особо ценные лесные массивы и др.).

Например, во всех защитных лесах разрешается проводить так называемые "санитарные рубки" и "рубки ухода" для очищения лесов от больных и поврежденных деревьев. Но на практике, подчеркивает в своей статье профессор Шутов, это означает бесплатную передачу лесопользователям древесины, среди которой зачастую преобладают ценные породы.

Поводом для вырубки может даже небольшие следы копоти на стволе дерева, которые не снижают его коммерческой ценности. "При этом в проекте Лесного кодекса не предусмотрена (не трудно догадаться, почему) дифференцированная оплата вырубаемых при санитарных рубках деревьев по их реальной коммерческой (рыночной) цене", — пишет профессор.

"В следующем году должна состояться очередная встреча глав "восьмерки" развитых стран под председательством Владимира Путина, — напоминает академик Исаев. — На ней планируется рассмотреть проблему незаконных рубок. И если мы придем к этой встрече с новым законом, по которому государство фактически отказывается от управления лесами, — это будет удар по авторитету страны".

В таком виде кодекс принимать нельзя, уверены специалисты. И уже в день первого чтения законопроекта на его разработчиков посыпалась критика и пакеты новых поправок. Остается только надеяться, что голос разума будет услышан чиновниками МЭРТ и депутатами. Хотя, не исключено, что в таком важнейшем для России законе последнее слово будет за президентом страны.

Отдел экономики

При подготовки статьи использованы материалы сайта www.forest.ru

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить