Освещая ход прошедших в прошлом году украинских президентских выборов западные СМИ, как правило, характеризовали В.Ющенко как прозападного политика, чем оказывали ему медвежью услугу. Учитывая неоднозначное отношение украинского народа к Западу, предвыборный штаб, имиджмейкеры Виктора Андреевича остановились на следующей беспроигрышной формуле: "Я — не пророссийский и не прозападный, я — проукраинский". Действительно, такой ход был удачной PR находкой, но, к сожалению для Украины, это "жизненное кредо" не имеет отношения как к самой "жертве украинской политической кухни", так и к большей части его команды.
Еще в день оглашения состава нового украинского правительства, причем еще за несколько часов до момента утверждения его главы и опубликования списка министров, его будущими членами были сделаны заявления, которые позволяли заподозрить новую команду не столько даже в прозападности, сколько в проамериканизме. С тех пор не произошло ничего из того, что могло бы развеять эти сомнения. Скорее наоборот — "народная власть" движется в вашингтонском фарватере, не допуская вольностей типа "шаг влево, шаг вправо, прыжок на месте..."
Напомню, заявления двухмесячной давности вице-премьера по вопросам европейской интеграции Олег Рыбачука и главы украинского МИДа Бориса Тарасюка были сделаны практически одновременно и касались Единого экономического пространства (ЕЭП), ВТО и базирования Черноморского флота России на территории Украины (г.Севастополь). О базировании флота Российской Федерации на украинской территории мы в свое время поговорим отдельно, а сейчас более подробно коснемся вопросов ЕЭП и ВТО, тем более что они тесно связаны. Кроме того, 7 апреля в Москве открылся интеграционный форум "Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана, России и Украины". Форум стал первым за два года мероприятием подобного рода, прошедшим после ратификации договора о создании ЕЭП парламентами четырех стран, и должен был прояснить отношение Украины к проекту при новой власти.
Чуда не случилось — выступление министра экономики и европейской интеграции Украины Сергея Терехина не оставило сомнений в том, что Киев решительно настроен на получение односторонних преимуществ от зоны свободной торговли и не намерен накладывать на себя какие бы то ни было ограничения. Мало того, формально не отказываясь от участия в ЕЭП на уровне зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, новая украинская элита вполне способна не только заблокировать развитие проекта, но и похоронить его на долгое время. При всех недостатках прежнего украинского руководства нельзя было сказать, что оно совершенно не заботится об отечественном товаропроизводителе и полностью равнодушно к проблемам занятости собственного населения. Только таким чувством ответственности (пусть и ограниченной) можно объяснить, почему так тяжело шли переговоры о вступлении страны в ВТО при президентстве Л.Кучмы. Легко и непринужденно в ВТО вступают страны, которым нечего терять или которых не интересуют последствия.
Зона свободной торговли не может существовать, если одна из стран-участниц является, по сути, "черной дырой", пробоиной, через которую на общий для четырех стран рынок устремится дешевый импорт, а в обратную сторону будут "утекать" отечественные производители товаров и услуг, а значит и рабочие места. Например, нетрудно просчитать, чем обернется для стран ЕЭП инициатива Ю.Тимошенко по резкому снижению импортной пошлины на ввозимое в страну мясо. Похожая ситуация сложится после вступления Украины в ВТО на общем рынке алкогольной продукции. Ввозная пошлина на этиловый спирт на Украине после ее присоединения к ВТО в соответствии с двусторонним протоколом Украины с ЕС составляет 0%, тогда как, например, в России превышает 8%. Тем не менее, С.Терехин0-щ настаивает на том, что зона свободной торговли между четырьмя странами должна предполагать отказ от импортных и экспортных пошлин, количественных ограничений во взаимной торговле и обязательств не применять друг против друга антидемпинговые и защитные меры. И только после создания такой зоны Украина будет готова вести разговор об унификации таможенных тарифов по внешним границам ЕЭП. Понятно, что ни одно ответственное правительство не пойдет на такую авантюру.
Чем можно объяснить такого рода последовательность "народной власти" Украины в вопросе ЕЭП? Ведь больше половины (а по некоторым оценкам — до 70%) товарооборота Украины формируется с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Новое украинское руководство не является ответственным перед своим народом и готово следовать вашингтонским инструкциям даже в ущерб интересам Украины. Идя ва-банк в вопросе зоны свободной торговли и таможенных тарифов, "народная власть" в отличие от народа, ничего не теряет. Если Россия, Белоруссия и Казахстан не согласятся на украинские условия, формальными виновниками можно будет объявить Москву, Минск и Астану. Если же условия будут приняты, что маловероятно, Киев получает беспрецедентные односторонние преимущества. В обоих случаях в долгосрочном и краткосрочном плане страдает украинский товаропроизводитель. Впрочем, наивно предполагать, что "команду Ющенко" волнуют проблемы, касающиеся, прежде всего, промышленно развитого юго-востока страны.
Московский корреспондент Русской службы Би-би-си приводит мнение украинского политолога и советника премьер-министра Юлии Тимошенко Дмитрия Выдрина: "К сожалению, все возможные нарушения и ошибки, которые можно было сделать в ходе создания ЕЭП, были сделаны". Ошибки, считает эксперт, заключаются в том, что российская и прежняя украинская власть, вопреки демократическим нормам, не посовещались ни с народом, ни с экспертами, ни с оппозицией. В результате многие украинцы — при всех естественных предпосылках к экономическому союзу с соседями — воспринимают ЕЭП как номенклатурный и "московский" проект, к которому следует относиться с опаской.
Что касается "экспертов" и бывшей оппозиции, с которыми не посовещались, то здесь нет вопросов. Однако "многие украинцы", на которых ссылается советник украинского премьер-министра, придерживаются, как свидетельствуют социологические опросы, прямо противоположного мнения. Напомню:
58% украинцев поддерживают вступление Украины в Единое экономическое пространство с Россией, Беларусью и Казахстаном. Об этом свидетельствуют результаты всеукраинского опроса, проведенного Фондом "Демократические инициативы" и Киевским международным институтом социологии в феврале текущего года. Согласно результатам опроса, еще 18,5% респондентов готовы поддержать вступление в ЕЭП при условии, что это не помешает вступлению Украины в Европейский Союз. При любых условиях категорически против вступления в ЕЭП 10% опрошенных.
Нужны ли здесь комментарии? Вместе с тем, ни Д.Выдрина, ни С.Терехина, по-видимому, совершенно не смущает характер переговоров о вступлении Украины в ВТО. К такому выводу можно, в частности, придти, учитывая, что именно на "конфиденциальность переговоров" сослался министр экономики и европейской интеграции Украины, объясняя свой отказ говорить об условиях присоединения страны к Всемирной торговой организации. Таким образом, дело здесь не в нарушении демократических норм, а в приоритетах украинского правительства, управляемого извне. Именно "правительство народного доверия" вопреки интересам своей страны пошло на беспрецедентные уступки на переговорах с ВТО, не посовещавшись ни с народом, ни с экспертами, ни с оппозицией...
Алексей Ковалев
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.