В России массово вымирает население. Ежегодно страна теряет от 500 тысяч до одного миллиона человек — т.е. не менее 0,65 процента собственного населения. А в центральных областях европейской России ежегодные потери составляют до 1,0 процента.
За одну минуту в России сегодня рождается три человека и умирает четыре. В то же время в Китае за ту же минуту рождается 38, умирает 16, в США, соответственно, 8 и 4, в Африке 8 и 3. В Индии в минуту фиксируется 48 рождений и 17 смертей, в Пакистане — 10 и 3. В Европе и Японии прирост населения примерно нулевой (рождается столько же, сколько и умирает), но в четырёх из семи самых развитых стран мира всё-таки наблюдается пусть и небольшой, но прирост населения.
Такова грустная арифметика, с которой начинается доклад "Демографическая доктрина России", подготовленный рабочей группой во главе с советником РФ 1-го класса Юрием Крупновым.
В доктрине ее авторы пытались разобраться с причинами невиданного демографического спада, и предложить пути его преодоления. Несмотря на то, что ряд пунктов носит декларативный характер, по сути, это первая попытка в "новой России" системно подойти к проблеме.
"Есть большая группа политических и общественных деятелей, а также ученых, которые утверждают, что происходящее — это абсолютно нормальное явление", — сказал Крупнов на обсуждении доктрины, которое состоялось на днях в офисе "Концепт-медиа". Речь идет о концепции "демографического перехода", согласно которому при развитии общества в нем происходит переход от многодетности к малодетности с повышением ценности человеческой жизни. Такой подход Крупнов считает ложным.
Авторы "Доктрины..." констатируют факт: в России воспроизводится сверхсмертность. Иными словами, в пересчете на 100 тысяч населения, у нас умирает в год в два раза больше человек, чем в Европе и США. По словам одного из ведущих демографов страны Л.Л. Рыбаковского, "сложившийся режим воспроизводства населения ... сочетает в себе европейскую рождаемость и африканскую смертность".
Согласно известным прогнозам ООН, к середине настоящего столетия численность населения России может оказаться меньше 100 млн. человек.
По словам Крупнова, "никто сегодня не знает, что на самом деле происходит в плане демографической ситуации в нашей стране", отмечая при этом, что впору объявлять чрезвычайную экологическую ситуацию.
Версий может быть много. Есть очень много интересных и обоснованных точек зрения, но по большому счету мы имеем дело с демографической проблемой, корни которой нам пока еще не ясны.
Прежде всего, — соглашается доктор медицинских наук, руководитель лаборатории системных исследований здоровья ГНИЦ Минздрава Игорь Гундаров, — необходимо понять причины, порождающие сверхсмертность. А для этого, по мнению Гундарова, нужно сравнить ситуацию в России с ситуацией в Белоруссии, в бывшей ГДР, где вымирание населения идет более высокими темпами, хотя тамошние власти, в отличие от российских, трудно упрекнуть в невнимании к собственному народу. Надо разобраться с тем, почему в 1970-е годы смертность в СССР выросла в полтора раза с 7 до 10,5 человек на тысячу, когда государство делало все для молодой семьи? "А теперь скажите мне, каков механизм двукратного снижения смертности в 1943-м году? За счет чего здоровье советских людей улучшилось в два раза в самый разгар Великой Отечественной Войны, и сохранялось на этом уровне до ее конца? — задается вопросом эксперт. Какие силы привели к тому, что до 1964 года смертность снизилась в 2 раза во всех странах Восточного блока? И почему в СССР в начале перестройки до 1988 года также происходили снижение смертности и рост рождаемости?".
Очевидно, что экономическая ситуация не оказывает решающего влияния на рождаемость и здоровье населения.
По мнению Гундарова, ответив на эти вопросы, Россия сможет решить задачу, обозначенную в "Доктрине..." - увеличить население страны до 250 миллионов до 2050 года. "Это сложная, но реальная задача", — отметил Гундаров. В первую очередь, по словам Гундарова, необходимо применять экстренные меры медицинского характера. Эта задача не является непосильной — по его расчетам, в срочных мерах нуждается не более 0,6% населения страны.
Гундаров уверен, что остается резерв роста среди тех, кто страдает бесплодием, но при этом хочет, и, при ряде условий, может родить. Очередь на искусственное оплодотворение, по словам Гундарова — 6-7 миллионов пар. Проблема в том, что соответствующих лабораторий в России — единицы, и за все годы их существования они смогли принять лишь 12 тысяч пар. Но и эта задача решаема. По расчетам главного акушера-гинеколога Минздрава РФ Владимира Кулакова, в России достаточно открыть 120-150 таких лабораторий.
К тому же, продолжает Гундаров, есть медицинская статистика, позволяющая определять группы риска и принимать меры к снижению смертности, однако, по его словам, она до сих пор не востребована.
В настоящее время единственным ответом правительства на демографические вызовы стало предложение главы Минэкономразвития Германа Грефа о создания благоприятных условий для иммиграции. Однако конкретных механизмов не предлагается, что может создать угрозу увеличения потока безграмотных и маргинальных выходцев из стран Средней Азии, Кавказа, Юго-Восточной Азии. Вместе с тем, более логичный и необходимый закон о репатриации (возвращении соотечественников из республик бывшего СССР) был похоронен в угоду сиюминутной политической коньюнктуре.
Россия не избежит решения проблемы миграции, но, с точки зрения протоиерея Всеволод Чаплин, заместителя председателя отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата РПЦ, миграция должна ставить во главу угла адаптацию приезжающих в российском обществе, что предполагает постановку вопроса о государственной поддержке миграции прежде всего из бывших советских республик. "Мы не должны стесняться миграции по крови", — уверен отец Всеволод.
Негативные последствия вымирания населения в России уже налицо. Особенно ненормальным, с точки зрения современных условий и геостратегической ситуации, является положение в азиатской части России, которой принадлежит большая часть территории страны и где сосредоточены основные российские (если не мировые) резервы природных ресурсов — там проживает лишь пятая часть населения страны. Существующая демографическая тенденция не позволяет говорить о нормальном развитии страны в будущем. Экономический рост, наметившийся в последние годы, носит компенсационный характер после долгого "антироста" экономики, отмечает Крупнов. Кто будет обеспечивать пресловутый прирост ВВП через 30-40 лет?
В настоящее время нет ни одного государственного органа, который бы последовательно занимался проблемами демографии на практическом уровне. Поэтому предложенная стратегия, хоть и не лишена недостатков (как любая новая концепция), может должна стать отправной точкой обсуждения проблематики на самом высоком уровне.
Для справки: выдержки из " Демографической доктрины России "
Стратегические проекты в рамках доктрины
- 100 миллионный рост населения к 2050 году
Достижение показателя в примерно 250 млн. человек к 2050 году требует уже к 2010 году резко снизить ("сбить") уровень смертности — с нынешних 16,5 смертей на 1000 человек до 10, а в 2015 году — до 7, и повысить рождаемость до 2 млн. к 2010 году, и до 3,2 — 4,0 млн. в 2020 году.
- Трёхдетная семья — приоритет страны
В среднем на одну женщину в стране приходится 1,2 рождения, хотя минимально необходимый для простого воспроизводства населения уровень составляет 2,15 рождения.
Массовая семья в Российской Федерации является малодетной — до двух детей — и неустойчивой, подверженной распаду. Малодетность связана и с отсутствием традиции или "моды" на число детей более 2-х, откладыванием рождения первого ребёнка, и значительным числом внебрачной рождаемости.
- Дом для каждой молодой семьи
Полноценная свободная семья должна иметь родовую усадьбу (имение) с построенным на несколько поколений домом, подсобными постройками и достаточным количеством земли (не менее 20 соток).
- Перспективное и безопасное детство
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.