Правительство одобрило проект закона "Об особых экономических зонах". Если глава Минэкономразвития Герман Греф справиться за отведенные две недели с замечаниями и предложения, то с 1 января 2007 года инвесторы смогут приступить к освоению новых "внутренних оффшоров", как обозвали особые экономические зоны ( ОЭЗ ) критики закона.
Критиков и злопыхателей у закона не мало. С одной стороны, дышат скептицизмом чиновники Минфина. Это с их легкой руки ОЭЗ обозвали "оффшорами". Также в министерстве опасаются новых дыр в федеральном и региональных бюджетах. Не довольны принятой версией закона и предприятия, чей бизнес связан с информационными технологиями. Изначально подразумевалось, что ОЭЗ будут созданы специально под ИТ-отрасль. На деле же, никаких существенных преимуществ они не получают.
Напомним, законопроект о свободных экономических зонах предусматривает значительные таможенные и налоговые льготы для предприятий, зарегистрированных на их территории. При ввозе на территорию зоны компонентов для производства продукции, поставляемой на экспорт, таможенные пошлин и НДС уплачиваться не будут. И наоборот, они будут уплачиваться, если продукция реализуется на территории РФ. Кроме того, предприятия, находящиеся на территории зон, будут уплачивать налог на прибыль по ставке, равной 1/4 от общеустановленной ставки налога.
Согласно законопроекту об ОЭЗ планируется создание двух типов ОЭЗ: промышленно-производственных, площадью 10 кв. км, и технико-внедренческих, размерами в 2 кв. км. Каждая ОЭЗ создается сроком на двадцать лет, при этом срок их существования продлению не подлежит. На территории ОЭЗ не допускается добыча и переработка полезных ископаемых, переработка лома, производство и переработка продукции черной и цветной металлургии, а также производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов. Для того чтобы стать резидентом промышленно-производственной зоны, компания должна вложить в нее не менее 10 млн евро, из них не менее 1 млн евро — в течение первого года. Резиденты ОЭЗ будут также в течение пяти лет освобождены от уплаты налогов на имущество и землю. Для управления ОЭЗ будет создано новое агентство, которое будет подчинено одному из министерств.
Для технико-внедренческих зон предусмотрено снижение ставки единого социального налога ( ЕСН ) до 14%, с сохранением принципа регрессии: больше зарплата — меньше ЕСН .
Промышленно-производственные зоны, по словам Германа Грефа, будут зонами концентрации крупных промышленных производств, связанных с крупными инвестициями. "Эта деятельность важна для развития прежде всего депрессивных территорий, в частности, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири",- пояснил он. Идея министра понятна: нужно создавать новые рабочие места и стимулировать отстающих. Таким образом, в промышленных зонах будут концентрироваться крупные сборочные производства, и частью инновационной инфраструктуры они вряд ли станут. Ведь для того чтобы собирать телевизоры LG, инноваций не нужно, пишет "Коммерсант".
Технико-внедренческие зоны, считает Греф, будут создаваться для развития "сегмента новой экономики" и должны располагаться вблизи крупных научно-исследовательских центров, что "обеспечит коммерциализацию научных исследований". То есть эти зоны создаются для изобретателей, которые будут патентовать свои разработки и проверять их на "рыночность".
Несмотря на то, что технико-внедренческие зоны замысливались как рай для ИТ-бизнеса, сами бизнесмены "высоких технологий" не в восторге от конечноговида законопроекта.
"Законопроект стимулирует в первую очередь территориальное развитие, а не отраслевое. Эксперты 12 крупнейших компаний в сфере информационных технологий заключили: этот закон никак не помогает развивать отрасль",- заявил на заседании правительства министр информационных технологий и связи Леонид Рейман.
Как писала газета "Бизнес", чиновники Мининформсвязи и ИТ-сектор предлагали свои точечные поправки в Налоговый кодекс. В частности, предлагалось дать право экспортерам информационных технологий на возмещение НДС из бюджета, перевести экспорт ИТ-технологий на упрощенную систему таможенного оформления, а также снизить ЕСН не только в технико-внедренческих зонах, но и для всех компаний отрасли.
Однако пойти на столь радикальное стимулирование отдельной ИТ-отрасли МЭРТ так и не решилось. Из-за этого, по словам предпринимателей, одобренный правительством законопроект делает участие ИТ-бизнеса в ОЭЗ просто бессмысленным. Дело в том, что законопроект построен на создании ОЭЗ в "чистом поле", то есть налоговыми и таможенными льготами можно будет пользоваться только вновь создаваемым в особых зонах производствам. Это ограничение автоматически делает ОЭЗ неинтересными для ИТ-бизнеса, так как большинство его подразделений уже обладает готовой инфраструктурой и, следовательно, не может претендовать на налоговые и таможенные преференции в ОЭЗ.
Видимо, проблемы российского бизнеса интересуют МЭРТ в последнюю очередь. Создание особых экономических зон — "это способ заманить прежде всего иностранные компании, которые ищут для себя выгодные условия", — говорил ранее Шаронов.
В качестве примера он приводил намерение компании "Боинг" обосноваться в ОЭЗ, которую планируется создать в подмосковной Дубне. "Это — ограниченное пространство с большой концентрацией научно-исследовательских организаций, занимающихся внедрением высокотехнологичных разработок", — уточнил Шаронов. В Дубне для "Боинга" создается программное обеспечение, поэтому компания заинтересована в том, чтобы вместе со своими партнерами стать резидентом этой ОЭЗ, и, соответственно, получать выгоду от вводимых льгот.
А не далее, как в четверг посол Южной Кореи в России Ким Джэ Соб заявил, что "предприниматели из Южной Кореи проявляют интерес к особым экономическим зонам".
Министр экономического развития Герман Греф решил не останавливаться на достигнутом, пишет газета "Ведомости". По его мнению, особых зон "маловато" для развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. "Мы пожадничали. Я бы предусмотрел для Сахалина и Камчатки, как в штате Нью-Йорк, 10-15 лет освобождения от уплаты всех налогов, — заявил Греф. — Лишь бы приходили инвестиции". Заявленная цель Грефа — поднять экономику в этих регионах — не совсем соответствует применяемым методам, считают эксперты. Проблема Восточной Сибири и Дальнего Востока — это проблема целостности страны и ее экономического суверенитета.
Поток нелегальной иммиграции в эти края исчисляется миллионами. Китай, к примеру, проявляет недвусмысленный интерес к полупустым территориям Восточной Сибири и Дальнего Востока, где на смену тысяче умерших русских приезжает несколько тысяч гостей из Китая. Не получится ли так, что мы своими руками позволим Китаю инвестировать в развитие китайской экономической инфраструктуры на нашей земле? Напомним, что часть этой земли на китайских картах до сих пор отмечена белым цветом — как спорные территории...
Отдел экономики
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.