Начавшаяся в Украине проверка законности приватизации предприятий может больно ударить по крупнейшим российским компаниям. Среди первых мишеней новой власти оказались Ингулецкий горно-обогатительный комбинат (80% акций которого принадлежат ООО «Смарт-групп», контролируемому компанией «Лукойл-Северо-Запад» Вадима Новинского), Запорожский алюминиевый комбинат (68% процентов акций принадлежат «АвтоВАЗ-инвесту», контролируемому СУАЛ-холдингом) и ряд объектов в Крыму и Севастополе. И это лишь первые ласточки.
Сегодня и в кулуарах органов власти, и в СМИ гуляют несколько вариантов списков предприятий – потенциальных кандидатов на реприватизацию. В каждом из них большая доля предприятий, акции которых принадлежат российскому бизнесу. По мнению экспертов, в ближайшее время могут возникнуть проблемы и у владельцев «Укртатнафты» (Минземимущества Республики Татарстан – 28,8%, ОАО "Татнефть" –8,6%) и "ЛиНОСа" (67% акций принадлежит ТНК). Затем процесс начнет набирать стремительные обороты.
В органах украинской власти уже разработана приблизительная схема «сравнительно честных способов отъема собственности» у нынешних владельцев. В подготовленном аналитиками «Обзоре проблемных вопросов, связанных с приватизацией некоторых промышленных предприятий Украины» значится, что «поводом для формального судебного иска со стороны государства могут быть:
– «дополнительные» условия конкурсов по продаже и минимальные сроки их проведения в пользу тех или иных претендентов;
– задержки выплат в госбюджет;
– приватизация объекта по заведомо пониженным ценам;
– лишение государства имущественных прав путем дополнительной эмиссии и скупки акций определенного предприятия частными структурами;
– передача права управления госпредприятием частным структурам;
– передача имущества или земли в аренду с последующим доведением предприятия до банкротства или его отчуждения с согласия госчиновников».
Каждому хоть мало-мальски знакомому с особенностями приватизационных процессов не только в Украине, но и на всем постсоветском пространстве, очевидно, что исходя из этих критериев можно отнять практически любое предприятие у его нынешнего владельца в любой стране СНГ. Таким образом, масштабы грядущей реприватизации зависят исключительно от размеров аппетитов представителей «оранжевой» власти.
А они разные. Если Президент Ющенко говорит о нескольких десятках предприятий, то премьер-министр Тимошенко и Генпрокурор Пискун – о 3000. Министр финансов Виктор Пинзеник считает, что точное количество предприятий вообще назвать нельзя. При этом политики как бы не слышат друг друга. Каждый действует согласно своим убеждениям. Эта странность, как и отсутствие единого списка предприятий, подлежащих реприватизации, объясняется просто: онаотражает схему устройства новой украинской власти.
В отличие от времен правления Кучмы, где Президент был определяющей силой, принимающей окончательное решение, власть Ющенко имеет ограниченный характер. Блок «Наша Украина», поддерживающий Ющенко на выборах, был ситуативным объединением независимых друг от друга финансовых и политических сил с различными, зачастую противоположными, интересами. В результате сейчас в Украине сформировалась ситуация, когда существует несколько конкурирующих между собой центров влияния, способных приблизительно в равной мере влиять на происходящие процессы. Это – Совет нацбезопасности и обороны во главе с Петром Порошенко, Кабинет министров Юлии Тимошенко и Госсекретариат во главе с Александром Зинченко.
Финансово-политические группы, стоящие за каждым из этих политиков, желают получить выгоду от реприватизационных процессов. Кроме них существует также немало политиков в ранге министров и депутатов, желающих поучаствовать в разделе вкусного реприватизационного «пирога». Но поскольку их бизнес-интересы противоречивы, а полномочия возглавляемых ими органов тесно пересекаются, сформировать единый точный список реприватизируемых предприятий будет практически невозможно.
Подковерные игры политиков ярко иллюстрирует ситуация с Николаевским глиноземным заводом (« РУСАЛ » Олега Дерипаски). Председатель специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации Валентина Семенюк оспаривает в суде законность приватизации НГЗ. Министр экономики Сергей Терехин сообщает, что правительство, в свою очередь, инициирует пересмотр результатов приватизации НГЗ. Зато вице-премьер Анатолий Кинах заявляет о том, что Кабмин не будет заниматься реприватизацией Николаевского глиноземного. Кому верить – непонятно. Причем даже если поверить, что подлинную позицию Кабмина выражают слова Кинаха, это отнюдь не означает, что держатели акций НГЗ могут спать спокойно. В процесс может вмешаться СНБОУ и продавить выгодное ему решение.
Словом, российская собственность в Украине оказалась в неприятной ситуации, где гарантировать и прогнозировать что-либо практически невозможно. Похоже, российские магнаты рассчитывают на помощь Кремля и Госдумы – так можно трактовать обещание генерального директора – председателя правления ОАО "ЗАлК" Николая Лукина привлечь для защиты предприятия «влиятельные российские структуры». Проблема в том, что в контексте нынешних российско-украинских отношений это скорее ухудшит, а не улучшит ситуацию для российских бизнесменов. В окружении Ющенко немало людей, считающих, что широкомасштабная национализация собственности «москалей» будет отличным пиаром для новой власти. Так что можно не сомневаться, что российские бизнесмены окажутся в числе первых жертв «оранжевой реприватизации».
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.