Доклад Всемирного банка (ВБ) "Издержки структурных реформ в России" подогрел дебаты вокруг пенсионной реформы , вновь обнажив ее проблемы. Эксперты банка считают необходимым принятие решения о постепенном повышении пенсионного возраста в России.
По мнению экспертов ВБ, даже при самых оптимистичных допущениях ( то есть без очередных реформ, уточняется в докладе) существующая система пенсионного обеспечения не сможет ликвидировать увеличивающийся разрыв между ростом заработной платы и размером пенсий. коэффициент замещения показывает отношение среднего размера пенсии к средней заработной плате. Если в 2002 году средняя пенсия составляла 33% от средней зарплаты по стране, то согласно самым оптимистичным прогнозам ВБ, к 2030 году она будет составлять 24,4-27,8%. А в случае снижения единого социального налога с работодателей ( ЕСН ), на чем сейчас настаивают бизнес-круги, разрыв будет еще больше увеличиваться.
Напомним, что с этого года ЕСН снижен с 35,6% до 26%. Из-за столь резкого снижения в бюджете Пенсионного фонда образовалась "дыра" в 74,7 миллиардов рублей, которая в этом году будет "лататься" деньгами Стабилизационного фонда.
Согласно расчетам ВБ, ежегодные потери государственного бюджета, связанные с необходимостью решения накопившихся проблем в системе пенсионного обеспечения составят к 2030 году до 2% ВВП.
Также нельзя сбрасывать со счетов активное лоббирование дальнейшего снижения ЕСН — до революционных 15%. Сторонники этого шага уверяют, что снижение налогового бремени позволит подстегнуть ВВП, выведет зарплаты их тени и тем самым скомпенсируются возможные "провалы" в пенсионном бюджете. Однако в нашей стране наряду с проблемой налогового бремени не менее остро стоит вопрос налогового администрирования. Собираемость налогов у нас далека от совершенства.
Эксперты Всемирного Банка также, скорее всего, не учли стремительного вымирания и старения населения России. Пока пенсионная система худо-бедно работает, поскольку на трех работающих граждан приходится два пенсионера. По некоторым оценкам, уже через 15 лет эта пропорция может составить 1:1.
Об этом помнят в Пенсионном фонде . И их предложение удивительно похоже на советы ВБ. "Действительно, такая проблема существует. Причем она является общемировой и характерна для всех цивилизованных стран, — соглашается Глава Пенсионного фонда Геннадий Батанов . — Уже сейчас необходимо начинать думать, как решить этот вопрос, учитывая опыт других стран. Например, в некоторых странах проблему старения населения решают за счет увеличения пенсионного возраста".
Сейчас в России пенсионный возраст для женщин составляет 55 лет, для мужчин — 60. При этом средняя продолжительность жизни мужчин в России меньше 59 лет, то есть меньше пенсионного возраста.
Дальнейшее повышение возрастной пенсионной планки приведет к тому, что до пенсии мало кто доживет. Фактически это будет означать отказ государства от социальнойответственности перед стариками.
Пока российские власти, по крайней мере на словах, не спешат следовать советам ВБ. Как заявила в эфире радиостанции "Эхо Москвы" член комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике Фарида Гайнуллина, Госдума РФ не планирует ставить вопрос о повышении пенсионного возраста в России. Вопрос может пока ставится иначе, о чем упомянула депутат. С ее слов, Госдума может поддержать предложение о косвенном поощрении предприятий, в которых трудятся люди предпенсионного возраста. Правда, здесь сразу же вспоминается аналогия с налоговыми льготами предприятиям, принимающим на работу инвалидов. Со временем это превратилось в одну из форм ухода от налогов и, в частности, инкриминируется ЮКОСу.
Планы по увеличению возрастного порога выхода на пенсию в российском правительстве уже были. В начале 2004 года тогдашний глава Пенсионного фонда России Михаил Зурабов высказывал предположение, что, возможно, возраст выхода на пенсию в стране будет увеличен, причем сразу восемь лет — то есть, женщины будут уходить на заслуженный отдых в 63 года, а мужчины — в 68 лет. Это предложение вызвало резкую критику в обществе.
Однако, когда нынешняя реформированная пенсионная система окажется в критическом положении, будет не до сантиментов. А критическое положение настанет тогда, когда "нефтяная кормушка" захлопнется и государства не будет лишних денег не то что на повышение, но и на регулярную выплату пенсий.
Почва для повышения пенсионного возраста готовится уже сейчас. Все чаще отпредставителей Пенсионного фонда и прочих госчиновников можно слышать ссылки на западный опыт.
Батанов любит приводить пример соседнего Казахстана, где пенсионный возраст был увеличен до 63 лет — для мужчин и 58 лет — для женщин. А в Великобритании с 2006 года на пенсию будут выходить с 65 лет (сейчас — с 63 лет). Можно еще привести пример Китая, где пенсий нет вообще и люди готовы на любую работу, пока могут хоть минимально передвигаться.
В этом есть определенный плюс для государства. У людей есть стимул работать буквально до последней капли крови, что благоприятно сказывается на пресловутом ВВП. У людей появляется стимул рожать как можно больше детей, которые с какой-то вероятностью смогут помочь в старости. Для России последнее особенно существенно, особенно в свете проблемы вымирания населения с темпами 1-2 миллиона человек в год.
Но есть и другие примеры, которое почему-то ускользают от внимания наших "вождей". В не менее соседней, чем Казахстан, Белоруссии те же проблемы, что и у нас — и пенсионеров много (четверть населения, как и в России), и денег мало. Но при этом Александр Лукашенко не только поднял пенсии до уровня прожиточного минимума, но и дал своему народу зарок не повышать пенсионный возраст.
В России президент Путин вроде бы тоже в одном из своих посланий говорил что-то о социальном государстве. Это же прописано и в Конституции. Или мы снова ошибаемся?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.