Уходящий год для российской экономики стал годом непростым. Событий было на редкость много, и все они представляли собой маневры государства и бизнеса в войне друг с другом.
Где-то отступало государство, где-то пришлось уступить бизнесу. Бессильным участником и одновременно наблюдателем этих баталий стал народ.
Счастливо переизбранный президент России Владимир Путин одним из программных заявлений сделал "удвоение ВВП" за 10 лет. Надо — значит надо, тем более, что благодаря благоприятной внешней конъюнктуре (высокие цены на нефть). Беспрецедентный скачок цен на нефть на мировых рынках, превысивший порог в $50 за баррель, резкое увеличение экспортных пошлин на нефть при цене более $25 за баррель позволили государству получать сверхдоходы, которые решено было откладывать на "черный день". Для этого был создан стабилизационный фонд , который на конец 2004 года превысит запланированный базовый уровень в 500 миллиардов рублей. Правда, тратить излишки решили не на перспективные проекты, а на латание дыр в Пенсионном фонде , которые образовались в результате реформы по монетизации льгот.
Монетизация льгот, согласно которой натуральные льготы "федеральным льготникам" заменяются компенсациями, стала самым заметным событием для большинства граждан России. Большего унижения российские льготники не получали. По новым правилам, порядок льготных выплат должны определять региональные власти исходя из возможностей местных бюджетов. Стоит ли говорить, что региональные бюджеты и так на ладан дышат. Там же, где власти решили сохранить какие-то льготы, на их получение требуется либо долго собирать справки, либо также нудно выстаивать очереди в районные управы. Многометровые очереди ветеранов и инвалидов ВОВ, стоящих часами на морозе, стали символом антинародной реформы.
Самым настораживающим итогом года для государства стало заметное замедление темпов экономического роста. В предыдущие годы ВВП действительно рос быстрыми темпами. Учитывая растущие цены на нефть, были все предпосылки для его удвоения к 2014-2015 году. Однако к концу 2004 года оказалось, что валовой внутренний продукт составил на 3,1% меньше, чем мог бы ( по оценке Илларионова ).
Причины тому назывались разные: и "дело ЮКОСа", и непродуманная административная реформа, давление государства на бизнес и тысяча других факторов. Прогнозы на следующий год еще более неутешительные. По мнению научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина , темпы экономического роста снизятся до 3,5-5% (сейчас — 6,9%), а инфляция вырастет до 12-14% (сейчас, по официальным данным, — 11%).
Доходы граждан также подкачали. Если в прошлом году прирост денежных доходов населения экономисты оценивали в 14,5% , то в этом году — только 9%.
"Дело ЮКОСа", в котором видят одну из причин регресса в российской экономике, в этом году пришло к промежуточному концу. Концу — потому что компания лишилась своего главного актива, обеспечивавшего 60% добычи нефти. Речь, естественно, идет о компании "Юганскнефтегаз", которая была арестована и выставлена на продажу за долги компании перед налоговыми органами. Аукцион по продаже "Юганскнефтегаза" может победить сразу в двух номинациях — самый крупный и самый скандальный аукцион года. Советник Президента Андрей Илларионов вообще не стеснялся в выражениях, назвав продажу "Юганскнефтегаза" "аферой года".
Действительно, аукцион выглядел несколько странно. Изначально чуть ли не единственным реальным претендентом на "Юганскнефтегаз" назывался "Газпром". Интерес к этому активу также проявляли нефтяные компании Италии и Китая. Однако победителем оказалась доселе никому не известная компания "Байкалфинансгрупп", зарегистрированная в Твери накануне аукциона. Впоследствии "Байкалфинансгрупп" была выкуплена госкомпанией "Роснефть" за 10 тысяч рублей. По мнению экспертов, такая схема нужна была для того, чтобы конечный владелец "Юганскнефтегаза" смог уйти от преследований международных судов.
Из-за этих судов в деле "ЮКОСа" еще рано ставить точку. Суды Европы и США, скорее всего, будут отстаивать точку зрения акционеров опальной компании. В будущем не исключена ситуация, аналогичная с делом французской компании "Noga", которая при каждом удобном случае на вполне законных основаниях пыталась арестовать российское имущество за рубежом.
К счастью, в этом году не сбылось предсказание о том, что "дело ЮКОСа" приведет к экономическому кризису в России. Впрочем, в российской экономике для проблем находится достаточно других причин. Пример тому — беспрецедентный банковский кризис , лихорадивший финансовую систему страны в течение всего лета.
Началось все с того, что в начале мая ЦБ отозвал лицензию у "Содбизнесбанка" - вроде как там отмывались преступные деньги. Затем последовало неосторожное заявление чиновников о том, что претензии есть и к другим банкам. Подхлестнуло панические настроения обещание ЦБ провести тщательный отбор в систему страхования вкладов,забортом которой могут остаться 200- 400 банков. Банковский рынок захлестнула паника клиентов, подстегиваемая появившимися многочисленными "черными списками" банков.
Резкий отток вкладов обрушил сначала десяток небольших банков, затем под угрозой уничтожения оказались и более крупные — такие как "Диалог-Оптим" и "Гута-банк". Гута-банк спасло государство путем национализации. Возникший кризис доверия на ырнке привело к тому, что с 15 июня по 1 августа отток вкладов из всех банков, кроме "Сбербанка", превысил $1 млрд.
По мнению аналитиков, не исключен новый кризис. Количество убыточных банков в России с начала года выросло почти в два раза, также наблюдается отток капитала из России к зарубежным кредитным организациям , к которым еще не подорвано доверие россиян. С вступлением России в ВТО, которое ожидается в 2006 году, иностранные банки смогут полноценно работать в России. Неизбежная конкуренция может пошатнуть российские банки, финансовые возможности которых несоизмеримо скромнее.
Банковский кризис вскрыл еще одну серьезную проблему российской экономики: финансовые власти России слабо подготовлены к борьбе с кризисами и способны сглаживать нестабильность на рынке в основном руками госучреждений.
Тем не менее, государство продолжает избавляться от своей собственности, полностью отдавая в частные руки важнейшие отрасли. В 2004 году в рамках программы приватизации были проданы оставшиеся госпакеты акций "ЛУКОЙЛа" (7,59%) и Магнитогорского металлургического комбината (17,9%). После того, как инвестиции американского нефтяного гиганта ConocoPhillips в Россию благословил сам Владимир Путин, последние сомнения в том, кто купит у государства его оставшуюся после предыдущих раундов приватизации 7-процентную долю в ЛУКОЙЛе, отпали. В итоге ConocoPhillips купила госпакет за $1.988 млрд. Аукцион после называли ритуальным окончанием переговоров ЛУКОЙЛа и ConocoPhillips.
Продажа акций легендарной Магнитки ознаменовала окончательный выход государства из металлургической отрасли. Не рано ли? Ведь бизнес-войны на этом направлении оказались самыми долгоиграющими. А металлургические предприятия зачастую являются ключевыми для бюджетов целых регионов. Любой конфликт на той же Магнитке может парализовать экономику Челябинской области. Впрочем, один из таких давних конфликтов разрешился непосредственно перед аукционом по продаже акций ММК. Давний соперник ММК — Стальная группа "Мечел" - не только отказался от участия в конкурсе, но и продал имевшиеся у него акции Магнитке группе инвесторов, как говорят, связанных с менеджментом ММК.
Остается надеяться, что переход промышленных активов в частные руки ускорит темпы роста промышленности. Но даже при таком оптимистичном сценарии, Россия рано или поздно упрется в "парниковые границы". Речь идет об ограничении выбросов парниковых газов в атмосферу, что подразумевает Киотский протокол , ратифицированный Россией в этом году. Согласно протоколу, для каждой страны ограничиваются объемы выбросов по уровню 1990 года. В России промышленность только возвращается из комы, и ее дальнейшее развитие неизбежно будет сопровождаться увеличением выброса парниковых газов. Впоследствии, Россия может и перейдет в постиндустриальную эпоху, характеризующуюся более экономным энергопотреблением и экологичностью. Но на этом пути нас могут подстерегать ограничения Киотского протокола. Напомним, что ведущие страны мира — США, Китай, Индия — не спешат за свой счет спасать природу. Тем более, что сами страны-участницы протокола в большинстве своем выбиваются из установленных нормативов по выбросам.
Впрочем, все рассуждения относительно вреда или пользы Киотского протокола апеллируют к срокам, в пределах которых Россия мыслить разучилась. Да и народу, по большему счету, плевать на пертурбации в большой экономике.
Поэтому на наш взгляд, самым важным для всех без исключения россиян событием года стало рекордное падение курса доллара по отношению к рублю. Американская валюта опустилась в России до уровня 2000 года. Для той части населения, которая получает зарплату долларами в конвертах — это, конечно, удар по кошельку. Многие стали искать более выгодные способы вложения средств. Привлекательной для россиян стала европейская валюта, которая не только устояла, но и подорожала. Курса евро по отношению к доллару вырос с 1,26 долларов за евро в конце 2003 года до $1,35 в конце 2004.
В новогодние праздники доллар еще более подешевеет в российских обменниках. А как же: то подарки надо закупать, то пополнять рублевые запасы после празднеств. Вот все доллары и сбрасывают по любому курсу. Но, по мнению экспертов, и после праздников американскую валюту ничего хорошего не ждет. Говорят, что американские деньги станут дешевле еще на 40% . Врут или не врут — покажет время.
А мы Вам желаем не забивать голову всякими глупостями и наконец расслабиться... Хотя бы под елкой!
Артем Сергеев
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.