Татарcкое правительство меняет Кременчугский НПЗ на тайный источник доходов?
Смутные времена — лучшее время для сомнительных сделок и присвоения государственного имущества. Причем не только для своих. Известны случаи, когда перед войнами осведомленные иностранцы брали в местных банках кредиты, зная, что потребовать их будет некому. Об этом еще раз напоминает история с "Укртатнафтой", которая была в центре внимания перед выборами, но до которой сегодня никому нет дела, страну бы сохранить!
Напомним кратко историю. 14 сентября 2004 г. указом президента Украины 43-процентный пакет акций "Укртатнафты" был передан в уставный фонд НАК "Нефтегаз Украины". Данная "хозяйственная операция" вызвала большой резонанс в политических и общественных кругах и получила название "теневой приватизации" АО "Укртатнафта".
В ответ на указ обеспокоенные члены Верховной рады были вынуждены принять закон, запрещающий приватизацию госпредприятий нефтеперерабатывающей промышленности до принятия программы приватизации на 2004-2006 годы. Согласно этому документу, запрещается в том числе и приватизация, проводимая путем внесения государством в уставные фонды хозяйственных обществ всех форм собственности госпакетов акций нефтеперерабатывающих предприятий. Однако госпакет акций "Укртатнафты" все равно был отчужден в пользу НАКа. Причем в числе участников казалось бы чисто украинских "разборок" оказались представители субъекта РФ, а именно Татарстана. Напомним, что АО "Укртатнафта" является совместной татарстано-украинской фирмой, где доли акционеров Татарстана и Украины в лице Фонда государственного имущества составляют соответственно 56% и 43%. Более того, только с согласия Татарстана и была возможна передача акций, так как согласно Хозяйственному кодексу Украины и уставу акционерного общества Татарстан как акционер компании имел преимущественное право на приобретение ценных бумаг в случае их отчуждения одним из акционеров, в данном случае ФГИУ.
Кстати, когда в июле Кучма предпринял первую попытку передать акции "Укртатнафты" в приватовскую "Укрнефть", первый вице-премьер Татарстана, председатель Совета директоров "Укртатнафты" Равиль Муратов направил письмо председателю ФГИУ с требованием учесть интересы республики при передаче акций. В противном случае Татарстан пригрозил в судебном порядке признать действия Киева недействительными.
Однако уже в сентябре действия Равиля Муратова оказались абсолютно противоположными. Он не только не стал от имени Татарстана препятствовать отчуждению госпакета акций, но и своим решением снял с поста председателя правления "Укртатнафты" Павла Овчаренко, чтобы заменить его представителем НАКа Сергеем Глушко.
Более того, на состоявшемся 12 ноября собрании акционеров "Укртатнафты" Муратов, голосующий пакетом акций правительства Татарстана (28,78% из 55%), игнорировал мнения других татарстанских акционеров "Укртатнафты", действуя исключительно в интересах украинской стороны. С помощью Муратова "Нефтегаз" Украины провел несколько важнейших решений, в частности, реестр акционеров передан эмитенту, то есть самой "Укртатнафте", а полномочия между членами правления теперь распределяет председатель правления, а не Совет директоров. Таким образом представитель НАКа Сергей Глушко получил абсолютный контроль над "Укртатнефтью". Владея реестром и контролируя финансовые потоки компании, ничего не стоит с помощью допэмиссии размыть пакет татарстанских акций хоть до нуля. Фактически, Равиль Муратов просто так отдал НАКу долю Татарстана в Кременчугском НПЗ.
Для объяснения странного поведения Муратова, действующего, при взгляде со стороны, против интересов Татарстана, аналитики выдвигают гипотезу — высшее руководство Татарстана по тайному сговору с украинцами меняет Кременчугский НПЗ на что-то не менее ценное. Речь идет о суммах в сотни миллионов долларов. При этом абсолютно неизвестно, куда, на что и под чьим контролем пойдут эти миллионы, скрытые в сделке. На днях Равиль Муратов проговорился в казанских СМИ, что имеется согласие уже украинской стороны, то есть НАКа, на внесение пакета акций, принадлежащих правительству Татарстана, в уставной фонд татарстанского АО "Связьинвестнефтехим". Эксперты считают, что в данном случае имеет место закулисная многоходовка по "распиловке" активов "Укртатнафты", осуществляемая в обход Верховной Рады, парламента Татарстана и правительства России, концы которой в ближайшее время в Украине найти будет невозможно. Уж не собирается ли клан нынешнего президента Татарстана Минтимера Шаймиева заиметь "черную кассу" на стороне, воспользовавшись украинской смутой, а может быть и в преддверие смуты российской?
Переход контроля над Кременчугским НПЗ к украинской стороне будет означать для России потерю контроля над третью украинского рынка топлива, с чем Кремль вряд ли смирится так легко, считают эксперты. Так что, как говорится, продолжение следует.
На днях должно быть обнародовано заявление акционеров "Укртатнафты", которое возможно прояснит ситуацию. Или еще больше ее запутает.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.