Спорная судьба «Магнитки»

"Магнитка"... Памятник трудового подвига советского народа теперь называют объектом последнего крупного хозяйственного спора из тех, что начали свою историю в пучине начала 90-ых.

Переломным этапом судьбы "Магнитки" должен стать аукцион по продаже госпакета акций предприятия, который назначен на 22 декабря. Российский фонд федерального имущества выставляет на торги 17,84% акций (или 23,76% голосов) ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (ММК) с начальной ценой $790,15 миллионов

Эксперты рынка сразу отметили, что государство назначило слишком высокую стартовую цену, близкую к конечной. Представители властей связали свою оценку с благоприятной конъюнктурой цен на сталь, а также положительным прогнозом роста на следующий год.

Однако, по имеющейся информации, это объяснение не отражает истинных причин столь высокой стартовой цены госпакета ММК. Как водится, не обошлось без политической подоплеки.

Есть основания полагать, что повышение ценового порога направлено на то, чтобы отсечь не желательных государству покупателей госпакета. Некоторые даже берутся утверждать, что власть заинтересована лишь в одном покупателе — нынешнем менеджменте ММК. Только в этом случае, по мнению ряда экспертов, можно будет предотвратить новый виток конфликта вокруг ММК, который может парализовать не только работу комбината, но и экономику Челябинской области.

Магнитогорский металлургический комбинат Напомним, что ранее продажа ценных бумаг ММК была перенесена по инициативе менеджмента предприятия. Конъюнктура рынка не позволяла металлургам купить акции: при проведении аукциона обладателем ценных бумаг могли стать группа "Южный Кузбасс", Уральская горно-металлургическая компания или "ЕвразХолдинг".

ММК является лакомым куском для многих структур. Основной интригой называют противоборство менеджмента ММК, владеющего 56% акций (включая 30%, оспариваемых УГМК), и Стальная Группа Мечел, контролирующая 16% акций через компанию "Южный Кузбасс". "Южный Кузбасс" является основным поставщиком угля на ММК. Желание "Мечела" увеличить долю в одном из крупнейших покупателей угля "Южного Кузбасса" вполне логично, к тому же ММК показывает устойчивую динамику роста.

Однако шансы "Мечела" на предстоящем аукционе несколько снижают уголовные дела, в которых оказалась замешана группа. Наблюдатели не исключают, что преследование СГМ связано с борьбой за госпакет Магнитогорского меткомбината.

Как стало известно "Коммерсанту" в конце октября, прокуратура Калмыкии предъявила структурам стальной группы "Мечел" (СГМ) обвинение в уклонении от налогов через внутренний офшор. Гендиректор торгового дома "Мечел" Илья Благодаров объявлен в розыск. В сентябрьском докладе МНС, направленном премьер-министру Михаилу Фрадкову, сумма недоплаченных "Аршаном" налогов в бюджет оценивается в 1,2 млрд руб.

Пристальное внимание со стороны налоговых органов и прокуратуры может помешать участию группы в аукционе, отмечают эксперты, так как свободных средств, представленных в отчетности компании не хватит на покупку госпакета даже по его стартовой цене. На консолидированном балансе Стальной группы "Мечел" на конец первого полугодия 2004 г. значилось всего $63 миллионов свободных средств. Даже если к этому добавить $300 миллионов, вырученных в результате удачного размещения акций группы на фондовой бирже Нью-Йорка, то денег явно не хватает. Как в старом анекдоте: "Суслика видишь? Нет? А он есть". Так и с деньгами — по имеющейся информации, у группы они наверняка есть, вопрос в том, как объяснить их происхождение.

Не случайно "Мечел", как утверждает ряд СМИ, активно лоббирует назначение на должность прокурора Челябинской области лояльную себе фигуру. Имея поддержку на уровне губернской прокуратуры "Мечел" сможет более смело использовать свои финансовые ресурсы и попытаться оспорить правомочность владения акциями уже существующих акционеров предприятия.

Острота ситуации заключается в том, что сравнительно небольшой госпакет является ключом к контролю над комбинатом. Дело в том, что права на обладание 30% акций из пакета, принадлежащего МКК, оспаривались Уральской горно-металлургической компанией (УГМК). Фактический владелец УГМК Искандер Махмудов неоднократно заявлял о том, что директорат ММК завладел пакетом преступным путем. По сведениям из СМИ, у Махмудова есть хорошие шансы в конечном счете отсудить спорный пакет.

Однако УГМК не планирует в обозримом будущем судиться с руководством "Магнитки". Почему — вопрос к генеральному директору УГМК Андрею Козицыну, который не только отвергает возможность участия УГМК в предстоящем аукционе по продаже госпакета ММК, но и отвергает сам факт причастности комбината к 30-процентному пакету, оспариваемому Махмудовым.

Потеснить основных игроков на аукционе предполагает другой серьезный конкурент "Магнитки" - Новолипецкий металлургический комбинат. Его менеджмент нуждается в инструментах управления ММК — своим основным соперником на рынке. К тому же приобретение госпакета ММК укладывалось бы в стратегию НЛМК по консолидации активов. Напомним, НЛМК уже консолидировала Стойленский ГОК.

Аналитики высказывают предположение, что НЛМК, несмотря на заявления своего менеджмента, не останется самостоятельным игроком в преддверии аукциона, объединившись в альянс с одной из заинтересованных сторон — ММК или "Мечелом".

Больше всего в этом нуждается "Мечел", у которого может возникнуть проблема со свободными средствами, особенно после крупных приобретений в этом году (компания купила контрольный пакет "Ижстали" и торговый порт Посьет на Дальнем Востоке). В отличие от него, ММК в последний год старательно аккумулировал средства, нацеливаясь на аукцион — в сущности, ради этого менеджмент "Магнитки" и пролоббировал его перенос на год.

Вчера вечером к этим трем игрокам добавился четвертый. Им стала казахстанская компания "Испат Кармед", одна из добывающих компаний транснациональной корпорации LNM Group, владеющей несколькими металлургическими предприятиями в странах СНГ и Европы.

МКК может быть заинтересован в альянсе с "Испат Кармед", так как 70% сырья комбинат закупает именно в Казахстане. Кроме всего прочего приобретение госпакета акций "Магнитки" казахстанской компанией, уже прочно интегрированной в европейский рынок, создаст необходимые условия для дальнейшего размещения акций ММК на западных торговых площадках, отмечает начальник аналитического отдела компании "Интерфин трейд" Халиль Шахмаметьев.

Но окончательные акценты в борьбе за госпакет ММК расставят власти. Несмотря на то, что полномочный представитель Президента РФ в УрФО Петр Латышев публично поддержал нынешний менеджмент ММК, позиция государства окончательно не ясна. В частности, госчиновники обеспокоены низкими дивидендами по акциям ММК. Глава Агентства по федеральному имуществу Валерий Назаров как то даже заявил, что дивидендная политика компании "ущемляет интересы государства как акционера".

Однако, пока не появилось новых покупателей, выбор у государства небольшой. "Казахстанский" вариант может рассматриваться лишь как крайний — ну не любит наше государство в последнее время продавать крупные предприятия иностранцам, пусть и перспективным партнерам по Единому экономическому пространству. ЦЛМК — не слишком-то прозрачная компания, да и ФАС может предъявить свои претензии к их слиянию — как-никак два крупнейших игрока на стальном рынке. А продажа пакета "Мечелу" грозит деструктивными процессами на самом предприятии.

На сегодняшний день большинство экспертов сходятся в одном — ММК, как покупателю госпакета пока альтернативы нет

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить