Отныне средства, которые должны были быть потрачены на рост благосостояния населения, будут уходить на военные расходы
В связи с последними терактами правительство решило увеличить расходы на оборону и безопасность. Если раньше речь шла только об изменении в соответствии с новыми целями бюджета на 2005 год, то теперь правительство инициирует внесение поправок в федеральный бюджет и на текущий год. Поправки эти предусматривают увеличение финансирования правоохранительной деятельности и безопасности.
По словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, в настоящее время соответствующие предложения рассматриваются антитеррористической комиссией под председательством премьер-министра Михаила Фрадкова. Конкретная сумма увеличения финансирования министром озвучена не была.
Вместе с тем Кудрин отметил, что расходы на безопасность, заложенные в проекте бюджета на 2005 год, уже серьезно увеличены по сравнению с текущим годом и дополнительного наращивания не требуют. Таким образом, расходы на национальную оборону увеличатся в следующем году на 107 млрд. руб., а на другие основные ведомства, связанные с борьбой с терроризмом, – на 50 млрд. руб., без учета федеральных целевых программ, которые также предусматривают дополнительные расходы. Плюс к этому в 2005 году планируется повышение денежного довольствия военнослужащим и приравненным к ним лицам через повышение надбавки на 50%.
Сегодня зарплата солдата и офицера на Северном Кавказе складывается из оклада по должности, воинскому званию, надбавок за выслугу лет, особые условия службы и так называемых боевых. Вроде бы получается солидная сумма: 20-25 тысяч рублей в месяц у командиров и около 15 тысяч у бойцов. Однако после многочисленных удержек на руки военнослужащему выдают немногим больше, чем его коллеге где-нибудь в Пскове или Рязани. Новое повышение денежного содержания вряд ли ликвидирует такую несправедливость, но все же заметно утяжелит кошелек «фронтовиков». По самым приблизительным подсчетам, рядовому на Северном Кавказе теперь станут ежемесячно начислять не менее 22-23 тысяч рублей.
Резонный вопрос, из какой кубышки правительство достанет дополнительные средства на оборону и безопасность? По мнению депутатов и экспертов, таким источником мог бы послужить стабилизационный фонд, размер которого уже превышает 305 миллиардов рублей. Аналитики также указывают, что выделить дополнительные ассигнования за счет других статей расходов бюджета будет крайне трудно. Среди других вариантов предлагается снижение профицита с запланированных 1,5 процента ВВП до 0,5 процента ВВП, а также пересмотр прогнозных цен на нефть по более оптимистичному сценарию. Некоторые эксперты упоминают про незапланированные дополнительные доходы бюджета, в том числе деньги, полученные от нефтяной компании «ЮКОС» в счет погашения налоговой задолженности. Кудрин в своем выступлении действительно упомянул нефтяную компанию, заявив, цитирую: «по плану правительства, в следующем году государственная казна будет пополнена 35 млрд. руб. налоговых выплат за 2000 год от нефтяной компании ЮКОС».
На что могут пойти деньги, предназначенные уже даже не на борьбу, а на войну с терроризмом? В условиях подготовки к войне с другим государством приоритеты финансирования ясны. Это возведение укрепрайонов по линии границы, строительство бомбоубежищ, рост производства вооружений. А на что должны пойти средства в условиях войны с террористами, которые могут нанести удар в любом месте страны? Даже если поставить у каждой школы, детсада, больницы по десятку милиционеров, вряд ли они смогут выстоять против террористов с высшим диверсантским образованием.
А учитывая нашу бюджетную дисциплину и непрозрачность многих статей, ситуация складывается и вовсе печальная. Это все равно, что тушить пожар, таская воду в дырявом решете. В интервью «Независимой газете» аудитор Счетной палаты Александр Пискунов, кстати, генерал-майор в отставке, заявил следующее: «У нас дисбаланс между расходами на безопасность и оборону, между расходами на оснащение и содержание, между НИОКР и закупками и по многим другим позициям». По словам Пискунова, прокомментировавшего год назад ситуацию с эффективностью использования средств, выделяемых на национальную безопасность, у нас «отчитываются за освоение средств, а не полученный эффект».
Вот, например, выдержка из отчета Счетной палаты о результатах ревизии использования средств бюджета, выделенных в 1999 году и первом полугодии 2000 года на обеспечение деятельности Управления начальника инженерных войск Минобороны России: «При недостаточном финансировании в 1996-2000 годах расходов на текущий и капитальный ремонт инженерной техники (3% и 12% от потребности соответственно) в инженерных войсках растет общее количество неисправной техники, которое по состоянию на 20 июля 2000 года составило более 30,2 тысяч единиц, или 41% от общего количества инженерной техники в Вооруженных Силах. При сохранении существующего уровня финансирования для полного восстановления инженерной техники потребуется не менее 12 лет».
Безопасность дешевой не бывает
После терактов 11 сентября 2001 года на территории США не было зафиксировано ни одного крупного инцидента. Создание Министерства национальной безопасности (Homeland Security), которое объединило функции около сотни правительственных ведомств, и где сегодня работают более ста восьмидесяти тысяч человек, потребовало огромных вложений. Только на создание министерства было выделено девятнадцать с половиной миллиардов долларов. А в следующем году бюджет ведомства вырастет уже до сорока миллиардов двухсот миллионов долларов. В целом, оборонный бюджет США на 2005 год запланирован в размере $417,5 миллиарда. Это на $22 миллиарда больше текущего. Существенное увеличение бюджетного финансирования позволит Пентагону приобрести новую ядерную подводную лодку класса «Вирджиния», ракетный эсминец серии «Арлей Бук», 39 вертолетов «Блэк хок» и целый ряд других вооружений.
Отдел экономики
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.