По мнению журналистов и экологов, Минатом забыл про некоторые передовые экологические технологии, применяемые при утилизации старых российских атомных подлодок. Со многим в выступлениях поморских журналистов можно согласиться, но кое с чем можно и поспорить. Например, с тем, что Минатом просто “экономит” на утилизации, “отстегивая” копеечку в свой карман. Может быть, чиновники просто забыли про экологию, ведь у них и без нее забот полно? Для них важно – как бы на своем месте усидеть. Помнится, несколько месяцев назад “ПРАВДА.Ру” учинила даже собственное журналистское расследование по этой непростой теме.
Спасительная технология
Многочисленные реорганизации правительства, которые имели место в нынешнем году, приводят порой к весьма неожиданным результатам. Вот один из них. Экологи почти поставлены в тупик отношением реорганизованного Минатома (с марта 2004-го министерство стало Федеральным агентством) к давно и успешно применяемой технологии обеспечения экологической безопасности старых российских атомных подлодок (АПЛ), которым предстоит утилизация. В “реструктурированном” атомном ведомстве не могут разобраться, что же это такое – полный комплекс утилизации АПЛ. Не могут – или все-таки не хотят?
Старых, подлежащих утилизации АПЛ только на Северном флоте несколько десятков, на Тихоокеанском – несколько меньше, но тоже порядочно. Многие из них едва держатся на плаву. Точнее, держались. На северодвинском предприятии “Северный рейд” разработали уникальную технологию по обеспечению плавучести таких объектов с потенциальными экологическими рисками. Цистерны главного балласта (ЦГБ) таких АПЛ заполняются вспененным полистиролом, они приобретают дополнительную плавучесть, и им не грозит участь АПЛ “К-159”, затонувшей в конце августа прошлого года у входа в Кольский залив. Дело в том, что Минатом почему-то решил (а может, просто не успел по причине нескоординированности собственных действий) при буксировке именно этой подлодки обойтись без полного комплекса спасительных “полистирольных” технологий. Результат, увы, известен.
Так или иначе, на других подлодках эта технология применяется активно. И старые АПЛ, цистерны которых заполнены полистиролом, можно без опаски транспортировать для утилизации на любые расстояния. В настоящее время на Северном и Тихоокеанском флотах операцию по заполнению ЦГБ полистиролом прошло уже немало субмарин. Всем им предстоит утилизация на предприятиях Севера и Дальнего Востока. Казалось бы, все в порядке. И ученые, и военные, и даже сами минатомовцы убедились – без “полистирольной” технологии не обойтись! Но.
Полистирол – на ветер
Представьте себе – субмарину режут “на иголки” на стапеле, скажем, какого-нибудь плавучего дока или в корпусе заводского цеха. Металл идет, как ему и полагается, на металлолом, резина с корпуса тоже находит применение. А вот куда деваются тонны полистирола, которым заполнены цистерны главного балласта АПЛ? Загадки тут нет – он, что называется, пускается на ветер. Причем в самом прямом смысле. То, что не успело разлететься по территории заводов и по акватории прилегающих заливов, собирается в грузовики и вывозится на свалку. У северодвинцев есть технология безопасного извлечения полистирола из цистерн и его переработки, но структуры Минатома почему-то предпочитают “мусорный” вариант. То есть Минатом исключил из планов утилизации АПЛ всего лишь один крошечный пунктик – про извлечение и переработку в безопасных условиях этого самого полистирола.
Из каких соображений, неизвестно ни заводчанам, ни экологам, ни даже военным, которым АПЛ и принадлежали раньше. Работник судоремонтного завода “Нерпа”, что на Кольском полуострове, рассказал “ПРАВДЕ.Ру”, что как-то во время утилизации АПЛ проекта 670 буквально вся “Нерпа” бегала по территории завода, собирая легкий полистирол. Не одну неделю вылавливали его с заводской акватории. Такая же картина наблюдалась при утилизации на “Нерпе” печально известной АПЛ “К-19”, прозванной в народе “Хиросимой”, той самой, о которой американцы сняли знаменитый блокбастер. Знали бы они, что “К-19” станет настоящим экологическим бедствием уже во время своей гибели, то есть утилизации, они наверняка сняли бы свой фильм по-другому. Не знаю, какую роль отвела бы режиссер Кэтрин Бигелоу нашему Минатому, но, наверное, не самую лучшую... Примерно та же картина с угрожающим количеством “беспризорного” полистирола наблюдалась на северодвинской “Звездочке”, где утилизировалась АПЛ проекта 671.
Привычный бардак
Архангельская областная газета “Независимый взгляд” задает вопрос: “Почему Минатом так упорно не хочет заниматься северодвинским полистиролом, который спасает от гибели переданные ему старые атомные подлодки? В чем причина того, что утилизационные технологии АПЛ так бездарно “секвестрируются” Минатомом?” И выдвигает свою версию: “Атомное ведомство пытается “наварить” копеечку в свою пользу”. Поясню. Наблюдатели стран Запада, которые финансируют утилизацию значительного количества наших АПЛ, отслеживают процессы разделки лодок как раз до того момента, когда почти разрежут прочный корпус и ЦГБ. Что будет потом, иностранцев уже не интересует. Они заплатили деньги за полный цикл утилизации (куда, между прочим, входит и цена выгрузки полистирола!) – и до свидания. Делайте дальше что хотите.
Примерно так же ведет себя и родной Минатом. Получив сполна за утилизацию АПЛ, атомное ведомство оставляет заводам “право” делать с остатками лодок, с образовавшимся мусором и прочими “прелестями” все, что заблагорассудится. Как только из подлодки вырезали так называемый трехотсечный блок (реакторный отсек и смежные с ним), могучий Минатом умывает руки. И заводы вынуждены сами заниматься (за свой счет) полистиролом, остатками железяк, мусором и всем остальным. Предприятия тоже понять можно: будут недовольны – следующих заказов на утилизацию не получат. Вот такая версия возникла у архангельских журналистов. На днях московская газета “Россiя” попыталась проверить версию архангельских коллег, с которой во многом совпадает позиция и “ПРАВДЫ.Ру”. На “Северном рейде”, который, собственно, и должен получать якобы “отгрызаемую” Минатомом копейку за выгрузку полистирола, никаких комментариев прессе не дают. Правда, на другом северодвинском “корабельном” заводе, где утилизируют подлодки, специалисты вскользь упомянули, что безрезультатной переписке “Северного рейда” с Минатомом по “полистирольному” поводу исполнится уже скоро два года. В общем, предполагаю, что скажут по этому поводу в Минатоме: ну вот, опять эти экологи, журналюги, общественники лезут туда, где они, как говорится, “не копенгаген”. Но ведь именно после выступлений экологов сдвинулось с места это дело – утилизация ставших опасными старых атомных субмарин. Именно западные экологи и журналисты убеждали свои правительства в необходимости финансирования утилизации! А их российские коллеги взяли под общественный контроль эти процессы. И от такого контроля уже не отделаться запросто.
Поморская пресса в эти дни весьма эмоционально пишет: “И вопрос с утилизацией старого атомного флота можно будет закрыть только тогда, когда чиновники приучатся выполнять то, что им полагается!” В данном конкретном случае – использовать утилизационные технологии без “секвестра”, в полной мере. Ведь это главная мера экологической безопасности. Но не стоит “наезжать” на Минатом так бурно. Там ведь тоже люди сидят. Как и все нормальные люди, минатомовцы прекрасно понимают, что такое экология, как она важна. И не желание “подзаработать” движет ими. Может, просто руководит ими родной, привычный, любимый наш… российский бардак?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.