Головное военное представительство 1059 Министерства обороны РФ скоро, как и могучий северодвинский (Архангельская область) военно-кораблестроительный Севмаш, отметит 65-летний юбилей. По словам начальника ГВП-1059 капитана первого ранга Павла Нычко (на снимке), основная задача на ближайшее время – провести испытания атомного подводного крейсера “Дмитрий Донской”. Выход на заводские испытания считается высшей точкой в процессе строительства корабля. “ПРАВДА.Ру” побывала на днях в гостях у военпредов.
На испытаниях “Дмитрия Дрнского”, о ремонте которого “ПРАВДА.Ру” сообщала уже немало раз, задействовано большинство специалистов, наиболее технически подготовленных. Следующий этап – испытание оружия. Только после этого корабль будет передан Военно-морскому флоту как полноценная боевая единица. Военное представительство работает не только на флот. Наряду с заказами Управления кораблестроения и Главного технического управления ВМФ ведется работа с Федеральным агентством по атомной энергии, “Рособоронэкспортом”. Военпреды принимают самое непосредственное участие и в ремонте и переоборудовании для ВМС Индии тяжелого авианесущего крейсера “Адмирал Горшков”.
Надо сказать, северодвинские военпреды пользуются громадным авторитетом у заводчан. Причина проста: грамотны и въедливы военпреды. По этому поводу существует даже немало весьма ироничных легенд и баек. Вот одна из них: как военпред цыплят высиживал. О военпреде К.А. Шиловском, который во время строительства первых АПЛ на Севмашпредприятии был специалистом по главной энергетической установке, в 42-м цехе вспоминают до сих пор. Боялись его заводчане, просто жуть. Пришел он как-то на приемку системы сепарации турбинного масла на одном из заказов. Заводчане вокруг него соколами вьются и по-голубиному воркуют. Тот ноль эмоций на заискивания и комплименты. Масляный сепаратор — штука серьезная: гудит похлеще турбины и нагревается почище сковородки. Походил военпред в отсеке вокруг сепаратора и вдруг взгромоздился на него верхом. Сел и сидит себе, размышляет. Потом вдруг крикнул: “А ну, запускайте!” Включили заводские турбинисты агрегат и ждут, обалдевшие. Сепаратор греется, военпред собственным задом температуру меряет, а заводчане затылки чешут: ну зверь, он что там, цыплят высиживает, что ли?.. А главное — подпишет или не подпишет акт приемки сепаратора? Шиловский просидел на сепараторе ровно 30 минут и с брезгливым лицом молча поднялся на дебаркадер. Турбинисты чуть не взвыли: значит, перегревается аппарат, “накрылась” премия... Поднялись к строителю заказа на дебаркадер, с расстройства по “пять капель” на протирку матчасти выпросить. А там вдруг выясняется: акт-то военпред подписал! Нормальный, значит, сепаратор. И выпросили у строителя “на протирку” уже с радости. За высиженных военпредом цыплят... Ветераны предприятия могут вспомнить и минера, военпреда А.Л. Кагана, который, бывало, часами торчал в трубе торпедного аппарата, а заводское ОТК в полном составе и остальные заводчане тревожно ходили кругами по торпедному отсеку в ожидании приговора военпреда, не смея его потревожить.
Как-то в середине восьмидесятых во время приемки очередного атомохода проекта 667БДР на стол военпреда Н.М. Чеботарского легла десятистраничная инструкция по эксплуатации простеньких трапов для спуска в ракетную шахту. На углу документа — корявая, но грозная резолюция: срочно рассмотреть, проработать и осуществить! Дата и подпись под резолюцией нацарапаны не менее коряво и поэтому выглядят очень убедительно. Через четыре часа пред ясными очами гневного военпреда, досконально изучившего бумагу, предстали срочно вызванные спецы конструкторского отдела. Битый час они безропотно слушали замечания по составлению инструкции. Уходили как побитые — прав военпред, напортачили: ошибок куча, поправок тьма. Через две недели представили конструкторы новый вариант документа. Честно потели всем отделом, перерабатывали. И тут выяснилось: эту древнюю инструкцию, оставшуюся еще со времен постройки первых “азух” и давно списанную в архив, шутки ради подбросили придирчивому военпреду боевые товарищи-сослуживцы. И грозную резолюцию на документе тоже они написали. “Удружили”... конструкторам.
-- Наши задачи на ремонте уже индийского “Адмирала Горшкова” точно такие же, как и при строительстве кораблей для российского военно-морского флота, – отмечает Павел Петрович. – Мы участвуем в приемке оборудования, испытаниях. Отвечает за проект один из моих заместителей капитан второго ранга Олег Болдырев. Перспективный, грамотный специалист. Заказчиком ремонта и переоборудования корабля является “Рособоронэкспорт”, но на Севмаше существует только один контрольно-приемный орган – военное представительство Минобороны. Рабочая группа “Рособоронэкспорта” выполняет лишь представительские функции.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.