До президентских выборов уровень инфляции будет важнее курса доллара
Курс рубля к доллару — это наше общее всероссийское горе. Это — наша самая сильная головная боль. Начиная с "гайдаровских реформ", россияне уверовали, что стабильнее доллара ничего на свете нет. Напрасно уверовали. Доллар (или рубль) подвел. И если для тех, у кого этих долларов завались, все это не страшно — они умеют минимизировать убытки, то остальным, похоже, остается только локти кусать.
Неделя опять началась с укрепления рубля. Если учесть, что рубль непрерывно укрепляется с весны, то не нужно быть чукчей из анекдота эпохи развитого социализма, чтобы понять, что это — тенденция. Но, допустим, это понять не сложно. Куда сложнее понять, что же последует дальше. И здесь приходится следить не, сколько за прогнозами финансовых аналитиков, сколько за PR-ом заинтересованных сторон. И, естественно, заинтересованные голоса не заставили себя ждать.
Сегодня ведущие деловые издания страны посвятили проблеме чересчур укрепленного рубля самые, что ни на есть серьезные публикации. Самое мягкое, что они написали это "драматическое развитие событий на валютном рынке". Что имеется в виду? Курс доллара к рублю опустился до минимальной отметки за последние три года и продолжает падать. Покупательная способность доллара в России вплотную приблизилась к уровню кризисного 1998 года. Стало быть, запас прочности, созданный постдефолтной девальвацией рубля для российских производителей, практически исчерпан. Финансовые аналитики все чаще определяют снижение курса как "обвальное падение". И действительно, только за прошлую неделю доллар потерял 28 копеек. И ясно, что это не предел.
Как водится в России, в такой ситуации сразу начинают искать виноватого. И, как всегда, очень быстро находят. По мнению источников российских деловых СМИ, виноват Центробанк РФ. Он упустил ситуацию из-под контроля, не справляется со скупкой долларов и вообще — увлекшись сдерживанием инфляции, готов принести в жертву судьбу российских компаний, то есть фактически всей российской экономики.
Причем, очевидно, что в ЦБ как будто уже осознали свое упущение и все ресурсы бросили на то, чтобы удержать курс на отметке хотя бы 28.785 рубля за доллар. С начала года ЦБ пришлось скупить уже более 4 млрд. долларов (только в прошлом декабре — 5 млрд.), но все оказалось тщетно. Курс все равно падает. Стало быть, дело не только в "пассивности" ЦБ.
Синхронность выступления ведущих деловых изданий России во многом объяснила сегодняшняя пресс-конференция бывшего министра финансов в правительстве Виктора Черномырдина, а ныне замгендиректора в "Русском алюминии" Александра Лившица, широко известного, в основном, тем, что он первым посоветовал олигархам "делиться".
Излишнее укрепление рубля приведет к дисбалансу российской экономики, заявил Александр Лившиц. Но сразу оговорился, что не имеет в виду остановку экономического роста или повторение событий 1998 года. "Когда рубль усиливается быстрее, чем экономика в целом, это опасная вещь", — сказал он. И пояснил чем.
По словам замгендиректора крупнейшего российского экспортера, в первую очередь укрепление рубля опасно для экспортеров, потому что каждый день "укрепления" "убавляет их рентабельность". "Им валюта не нужна, — пояснил Лившиц. — Они платят налоги и зарплаты в рублях, а их им удается получать каждый день все меньше".
От себя можем добавить, что, судя по всему, у экспортеров даже чересчур много валюты. Так много, что они не знают, куда ее девать. Но прятать за границей в виду последних событий ("Юкос") опасаются — везут домой. А дома из-за этого избытка валюты опасно укрепляется рубль.
Но, как выясняется и, по мнению Лившица, Центробанк очень не прав. Обвинения те же: слишком увлекся сдерживанием инфляции, редко и мало скупает валюту. Так, по словам видного экономиста, можно докатится и до курса 26 рублей за доллар. А это уже безобразие, которого экспортеры одобрить никак не могут.
Да и к тому же, считает г-н Лившиц, ЦБ неправильно борется с инфляцией. Вместо того чтобы выпускать больше ценных бумаг, досрочно выплачивать внешний долг, перевести хотя бы часть стабилизационного фонда в валюту, просто уходит с валютного рынка, оставляя доллар и рубль качаться "по воле волн". "Нам необходима серия мер, которые могли бы ослабить давление на рубль", — сказал Лившиц, но не упомянул, что такого рода решения теперь принимаются отнюдь не в ЦБ.
Стоит напомнить, что еще задолго до окончания прошлого года вице-премьер правительства Алексей Кудрин, а вслед за ним и премьер Михаил Касьянов твердо заявили, что инфляция останется в рамках, заложенных в бюджете. Аналитики не придали этим заявлениям особого значения. Ведь каждый год правительство обещает сдержать инфляцию, и каждый год выясняется, что это не совсем удалось и инфляция все же несколько выше намеченной. Несмотря даже на то, что прошлый год был годом парламентских выборов, а 2004 год выборов президента, почему-то не натолкнуло экспертов на правильный вывод — сдерживание инфляции из экономической задачи превратилось в политическую.
Если учесть, что вслед за президентом Путиным, одной из самых главных задач правительства премьер Михаил Касьянов назвал борьбу с бедностью, то можно не сомневаться, что отношение к инфляции в нынешнем году еще более ужесточится. По данным Госкомстата больше 30 млн. россиян проживают за чертой бедности. И это значит, что ни о каких долларовых накоплениях у них не может быть и речи — перебиваются от зарплаты до зарплаты. А люди эти, благодаря демократическим российским законам, наделены избирательным правом и явно выказывают политические предпочтения "определенного рода". Иными словами, это тот самый электорат, которому по душе, что Ходорковский и Лебедев сидят в тюрьме, а остальные акционеры "Юкоса" объявлены в международный розыск и скрываются за границей. Те самые люди, которые понимают, что им самим жить легче не станет, но хотели бы, чтобы "плохо", наконец, стало и богатым. А с другой стороны, разве может быть иначе? Ведь в богатой на бедный люд России инфляция год за годом "съедает" любую прибавку доходов и любое среднестатистическое улучшение благосостояния. Но так не может продолжаться вечно.
Понятно, что российским экспортерам надоело обесценивание доллара в России, и они через своего "знакового" представителя Лившица подают власти сигнал. В Минфине обо всем этом прекрасно знают. Но знают также и то, что выборы президента должны быть проведены "на пятерку", и что у Минфина в избирательной компании существует своя особая роль. Так что, Александр Лившиц, надо полагать, несколько поторопился. Но точно также можно не сомневаться, что голос экспортеров после президентских выборов все-таки будет услышан. И тогда, возможно, у Минфина (а соответственно и у ЦБ) может появиться несколько иной взгляд на инфляцию и оптимальный курс рубля к доллару. Что бы там не происходило с евро.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.