Свершилось... Подписание долгожданного российск о-индийского контракта по мини-авианосцу "Адмирал Горшков" состоялось сегодня в Дели в ходе официального визита в Индию министра обороны России Сергея Иванова. В присутствии глав российского и индийского военных ведомств контрактные документы подписал генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" Андрей Бельянинов.
В рамках "индийского" проекта планируется провести работы по ремонту и модернизации корабля, созданию береговой инфраструктуры. Всего подписано несколько десятков контрактных документов по различным аспектам реализации проекта. Контракты по проекту "Адмирал Горшков" по своей масштабности и комплексности относятся к крупнейшим в истории российско-индийского военно-технического сотрудничества. Но вот прикол: благодаря северодвинским корабелам бывший советский мини-авианосец не стал... китайским развлекательным центром! Этот надводный колосс много лет ржавел у причальной стенки "флагмана военно-кораблестроительной отрасли России" - Севмашпредприятия (Северодвинск, Архангельская область), дожидаясь заветного контрактного подписания. С ремонтом тяжелого авианесущего крейсера для Индии у северодвинцев связаны надежды на появление работы для сотен корабелов. Переговоры велись с перерывали аж с 1994 года. Все технические переговоры по продаже крейсера с индийской стороной были завершены еще в марте 2002-го. По условиям соглашения специалисты "Севмашпредприятия" должны будут сопровождать эксплуатацию "Адмирала Горшкова" экипажем ВМС Индии на протяжении 20 лет. Впрочем, пока это лишь предварительные данные, собранные "Независимым обозрением" из разных источников. До возвращения Иванова из Индии вряд ли кто озвучит все нюансы, тем более, что часть контракта представляет собой коммерческую тайну. Да и Бог с ней, с тайной. Разглашать и "нарываться" не будем. Вообще-то, по сути, "Адмирал Горшков" - наш "подарок" Индии. Столько возни с мини-авианосцем было только вследствие ожидания выгодного контракта на ремонт корабля — это и деньги, и работа. Причем и для корабелов, и для самолетостроителей. В соответствии с меморандумом, подписанным во время визита в Индию в декабре 1998 года бывшим премьер-министром РФ Евгением Примаковым меморандумом крейсер после завершения ремонта, который планировалось тогда осуществлять на Севмаше за счет индийской стороны, должен быть передан ВМС Индии, так сказать, чуть ли не на "общественных началах".
Похоже, в ожидания северодвинцев (индусы много лет тянули с подписанием контракта по "Горшкову") вмешалась, так сказать, большая политика. По мнению многих специалистов-корабелов, Индия все выбирала между старым английским авианосцем и российским авианесущим крейсером (который вообще-то поновее). В конце концов, Великобритания отвергла возможность продажи Индии в ближайшие годы авианосца "Инвинсибл". "Соединенное Королевство не планирует подобных шагов и "не ведет каких-либо переговоров" на этот счет с Индией!" -- об этом в свое время (точнее "вовремя") заявил заместитель главы британского военного ведомства, государственный министр обороны Льюис Муни. После чего вера россиян в удачный (для них) исход дела окрепла. Так что итог таков: после долгих мытарств индусы выбрали наш, российский корабль. Самое приятное во всей этой истории, что "Адмирал Горшков" (бывший "Баку") мог подвергнуться участи своих "братьев-близнецов", коими являются однотипные "Минск" и "Киев". Вспоминаются дикие разборки с российскими адмиралами, которые гремели в середине 90-х: несколько бывших советских мини-авианосцев были, по сути дела, "угнаны" и проданы за бесценок юго-восточным азиатам. История со скандальной продажей корейцам военной техники была актуальна в 1994-1997 годах. Тогда благодаря журналистам стало известно, что некоторые чиновники министерства обороны заключили контракт с южнокорейской компанией Young Distribution на продажу под видом лома черных металлов выведенных из состава флота тяжелых авианесущих крейсеров. Крейсер "Минск" был продан за $4,5 млн., а "Новороссийск" - за $4,3 млн. Как утверждают специалисты, только цветных металлов, находящихся на кораблях, бесплатно ушло за рубеж на $14 млн.
Тяжелый авианесущий крейсер "Минск" в свое время предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок-ракетоносцев и многоцелевых подводных лодок во взаимодействии с другими силами флота, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и во взаимодействии с другими силами флота. Был исключен из состава ВМФ 30 июня1993 года, а в 1994 году продан частной фирме в Южную Корею на слом... Но 30 июля 1998 года "Минск" был перепродан Китаю и отбуксирован в город Шэнь-Чжень, провинция Гуан-Дун. Китайцы, бурно развивающиеся на почве "великой коммунистическо-экономической революции", вложили в него смехотворные суммы и... теперь качают из бывшего советского мини-авианосца и юани, и доллары. Все просто: крейсер "Минск", например, сейчас стоит в гавани Pearl River Harbor в китайском городе Шэньчжэне. Предприимчивые китайцы за $5 млн. перекупили его у корейской Young Distribution Corp. и превратили его в корабль-музей и развлекательный комплекс "Мир "Минска"". Ежедневная прибыль, которую получают нынешние владельцы корабля, превышает $200 тысяч! Это прибыль от продажи билетов, доходы от ресторанов и сувенирных лавок. Ежедневно комплекс посещают 6 тысяч туристов. Во как!
Первенец отечественного авианосного кораблестроения "Киев" 30 июня 1993 года разоружен и исключен из состава флота, еще не выработав рассчитанный на 25 лет ходовой ресурс, через год после торжественного спуска Военно-морского флага его экипаж был расформирован. В марте 2000 года продан судоразделочной фирме "Тяньма" (Китайская Народная Республика) на металлолом за 70 млн. юаней (8,2 — 8,5 млн. долларов США). Однако, нарушив условия контракта, новые владельцы не стали утилизировать корабль! Хитрые китайцы находились под впечателение популярности и большого коммерческого успеха парка "Мир "Минска"" в Шеньжене. Первоначально "Киев" был ошвартован на территории судоремонтного завода в г. Шаньхайгуань (провинция Хэбэй). Верхнюю палубу, надстройку и отсеки, где располагались пункты управления ходовой и боевой частями корабля, уже осматривают экскурсанты. В сентябре 2003 года корабль отбуксировали в более крупный туристический центр — Тяньцзинь (10-миллионный город в 120 км к востоку от Пекина), где бывший тяжелый авианесущий крейсер "Киев", как и однотипный "Минск" на юге КНР, стал центром тематического парка военно-воспитательного характера, соединяющего в себе черты музея и парка аттракционов. Муниципальные власти Тяньцзиня ассигновали на этот проект 5 млрд. юаней (около 604 млн. долларов) и внесли его в перечень приоритетных объектов городского строительства. И теперь гребут за него, что называется, "бешеные бабки". Доходы от бывшего советского "авианосного металлолома" сравнимы со стоимостью нынешнего контракта с Индией по "Адмиралу Горшкову"... Примерно такая же судьба у однотипного "Новороссийска". И именно такая судьба могла ожидать "Адмирала Горшкова", если бы не, прямо скажем, мужицкая хватка корабелов Северодвинска, притащивших корабль "за ноздрю" на акваторию Севмаша и сохранивших его "начинку" для индусов. Правда, злые языки утверждают, что если бы северодвинское Севмашпредприятие вложило бы те средства, которые были "сожраны" громадным "Горшковым" за стоянку (ведь это влетало заводу в немалую копеечку!), в устройство на его борту какого-нибудь центра, подобного китайскому... то процветало бы. Но это уже совсем другая история. Мы же не китайцы, в конце концов! Мы не ищем легких путей...
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.