Утилизация производится на средства, выделенные США и Великобританией. Распилке "на иголки" подлежат два "Гранита" и "Акула" (на снимке), уже давно выведенные из боевого состава Военно-морского флота и долгие годы ожидавшие решения своей участи у заводских причалов Северодвинска (Архангельская область)...
Как сообщил ИТАР-ТАСС сотрудник пресс-службы предприятия Михаил Сторожилов, "...в плавучем доке завода приступили к демонтажу тяжелого атомного ракетного крейсера стратегического назначения проекта 941 "Акула" К-712". Правда, сотрудник пресс-службы, то ли по незнанию, то ли еще по какой причине ввел в заблуждение уважаемое информагентство, вместо военного оперативно-тактического номера АПЛ -- ТК-202 -- сообщив ТАСС-овцам заводской номер заказа, под которым подлодка строилась на том же Севмашпредприятии. Как уже сообщала "ПРАВДА.Ру", "Акула" (по западной классификации — "Typhoon") с заводским номером заказа 712, была построена второй в серии самых крупных отечественных субмарин. Гигантская АПЛ с полным подводным водоизмещением около 33800 тысяч тонн под заводским номером 712 была принята в состав ВМФ в конце декабря 1983 года, и десяток лет стращала "вероятного противника" своими 24 баллистическими ракетами из океанских глубин. Всего в России было построено шесть "Тайфунов", занесенных в книгу Гинесса как самые большие подводные корабли в мире. Атомарина под номером 712 стала второй в "рекордном" семействе (всего до 1997 года в России было построено шесть "Тайфунов", но сейчас в боевом строю ВМФ осталось лишь два "плавающих"). После перестройки, когда заокеанские "супостаты" неожиданно для нас самих переквалифицировались в друзей, эта АПЛ тосковала сначала у плавучего пирса в базе подводников Западная Лица (в Заполярье, на Кольском полуострове), потом у причала северодвинского Севмашпредприятия. Сладкие мечты о переделке подводного колосса в подводный танкер или рудовоз не сбылись благодаря помощи тех же бывших супостатов: они дали деньги на утилизацию "Тайфуна" по программе "Совместное сокращение угрозы". Еще ее называют программой Нанна-Лугара — по фамилиям американских сенаторов, убедивших руководство США "помочь" России избавиться исключительно от боеспособных подводных крейсеров стратегического назначения. На утилизацию устаревших и списанных из состава российского ВМФ старых атомоходов (а их у нас уже больше полусотни) хитрые американцы денег не дают. Кстати, по той же программе США выделило средства и на строительство вышеупомянутого стационарного комплекса по выгрузке ядерного топлива из АПЛ на "Звездочке". Чтобы побыстрее "совместно сократить угрозу". Ну что ж, и на том спасибо — до сих пор выгружать отработавший уран из недр подлодочных реакторов в Северодвинске приходилось с помощью стареньких военных кораблей-перегрузчиков ядерного топлива ПМ-62 и ПМ-124. По второму из них уже давно плачут ведомости на списание. Окончательную разделку корабля финансируют США как раз в рамках вышеупомянутой межправительственной программы "О сокращении взаимной угрозы" (Нанна-Лугара).
А в док-камере соседнего предприятия "Звездочка" корабелы Севмаша начали совместную утилизацию сразу двух многоцелевых АПЛ проекта "Гранит" - К-525 (ранее носившего название "Архангельск") и К-206 ("Мурманск"). Утилизацию "Гранитов" финансирует Великобритания в рамках программы "Глобального партнерства", принятой на саммите стран "большой восьмерки" в 2002 году. В частности, сообщалось, что на утилизацию каждого "Гранита" в Северодвинске выделено по 5,2 млн фунтов стерлингов. По данным Минатома РФ, в настоящее время выведены из эксплуатации и подлежат утилизации 99 российских АПЛ.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.