Продавец воздуха?

Акции "Юкоса" ничего не стоят без нефти, находящейся в российской земле
В природе, как известно, любое действие рождает адекватное противодействие. И наоборот. Этот закон имеет прямое отношение ко всему, что происходит в нашей Вселенной. И к действиям людей, и к действиям организаций тоже. Понятно, что и акционерам "Юкоса" и его защитникам за рубежами России очень бы хотелось, чтобы эта компания сохранилась, их деньги не пропали, а продолжали поступать на их акционерские счета. Так же можно понять и их раздражение против каких-то там грубых людей в погонах и фуражках, которые осмелились посягнуть на акционерское благополучие и смешать тонко замысленные планы. Однако акции — понятие нематериальное. Сегодня они стоят одних денег, а завтра — ничего. Испокон веку в России водились весьма виртуозные специалисты по продаже "кота в мешке". Но эту опасность иностранцы почему-то всегда упускают из виду. И совершенно напрасно.

Британская газета The Financial Times сообщает, что акционеры "Юкоса" рассматривают возможность подачи в ближайшие дни исков в России и за рубежом, оспаривающих законность замораживания 42% акций компании российскими правоохранительными органами. Кроме того, группа юристов рассматривает возможность получения заключения Европейского суда по правам человека в Страсбурге в связи с вероятными процессуальными нарушениями, допущенными в рамках "дела "Юкоса".

Как уже сообщала "ПРАВДА.Ру", согласно договору попечительства, акции Михаила Ходорковского, включая право продажи акций, в случае невозможности исполнения обязанностей владельца (а арест — это тот самый случай и есть), переходит к некоему "другому лицу". Кто это другое лицо до сих пор доподлинно неизвестно. Одни эксперты называют партнера Ходорковского Леонида Невзлина, сейчас добивающегося израильского гражданства. Другие — главу клана британских Ротшильдов Джейкоба Ротшильда. Однако судебное решение об аресте большого пакета акций "Юкоса" препятствует манипуляциям с акциями со стороны этого "другого лица". Поэтому-то акционеры и вынуждены судиться.

Естественно, иск будет подан в британский суд. Во-первых, арестованные акции принадлежат гибралтарской Menatep Group. Во-вторых, акционеры поняли, что в российском суде им не выиграть. Следовательно, московскому суду, посмевший арестовать имущество подданных британской короны, и Генпрокуратуре придется иметь дело с британской Фемидой.

В России за последний год о британской Фемиде узнали больше, чем за все прошедшее столетие. И нельзя сказать, чтобы действия британских судей вызвали в России одобрение и доверие. Поскольку чисто судебную проблему экстрадиции в Россию предпринимателя Бориса Березовского и его партнера Юлия Дубова (им предъявлены совершенно уголовные обвинения) в Лондоне предпочли решить чисто политическими средствами — предоставлением политического убежища. Спрашивается, чего же от британцев ждать в "деле "Юкоса"?

К слову сказать, наибольшее беспокойство в связи с арестом Лебедева, Ходорковского и акций "Юкоса" проявляют как раз британцы и американцы. В США поначалу попробовали отнестись к происходящему в Москве взвешенно. По крайней мере, официальные лица. СМИ же подняли крик, заголосили о гибели слабенькой российской демократии, о возрождении сталинизма, чуть ли не фашизма. Однако вскоре (очевидно под давлением финансовых кругов) сдался и официальный Вашингтон.

В минувшую субботу представитель госдепартамента США Ричард Баучер явно позволил себе лишнего. "Мы считаем, что российские власти должны рассеять опасения, что дело "Юкоса" политически мотивировано, — заявил он британскому агентству Reuters. — Они должны гарантировать, что оно судится беспристрастно и в полном соответствии с законом, применяемым не избирательно". Между тем, еще во вторник тот же Баучер заявил, что не собирается комментировать юридические аспекты дела "Юкоса", и, вообще, предлагает подождать дальнейшего развития событий. После же его демарша стало совершенно очевидно, что дело не в самом Ходорковском, а как раз в акциях.

Российские СМИ неоднократно предполагали, что Михаил Ходорковский негласно уже продал контролируемые им акции компании, и ими втихаря владеют некие американские акционеры. Выпад американского чиновника заставил эту версию заиграть новыми красками.

Между тем в России продолжают считать "Юкос" российской компанией, подчиняющейся российским законам. Как справедливо заметил глава российского МИД Игорь Иванов, в последний год-полтора в США происходили крупный скандалы, связанные с американскими крупнейшими компаниями. Они также сопровождались арестами и задержаниями. "Ни по одному из этих случаев в Госдепартаменте США озабоченности не высказывали и не вмешивались в судопроизводство", — заявил Игорь Иванов. Более того, считает он "ставить же под сомнение действия судебных инстанций другой страны означает вмешиваться в ее дела". Игорь Иванов квалифицировал заявление Баучера, как "вмешательство в дела судебных органов другого государства" и проявление "политики двойных стандартов". Действительно, нужна очень серьезная причина, чтобы официальному американскому чиновнику ставить в столь неловкое положение себя и свою страну.

Более того, давление на столь официальном уровне неизбежно породит противодействие не меньшего масштаба. Что и продемонстрировало российское министерство природных ресурсов (МПР). "ПРАВДА.Ру" уже писало о богатейшем нефтегазовом месторождении Талаканы, которого "Юкос" добивался с такой агрессией, что эти действия фактически привели с ожесточенной войне среди российских нефтяных компаний. В Талаканский скандал оказались втянуты все высокопоставленные лоббисты, профильный министр Игорь Юсуфов и даже премьер Михаил Касьянов.

Аукцион на право разработки месторождения Минприроды отменяло не единожды. И тем не менее, "Юкос" через контроль над 50% акций компании "Саханефтегаз", в свою очередь контролирующей компанию "Ленанефтегаз", добился временной лицензии. Однако после окончания срока лицензии МПР, несмотря на многочисленные просьбы якутских властей отстранило эту компанию от добычи и продекларировало намерение вообще законсервировать месторождение до лучших времен. Но до этого дело не дошло.

Сегодня стало известно, что МПР дало временную (до проведения аукциона) лицензию на разработку Талакан давнему конкуренту "Юкоса" компании "Сургутнефтегаз". Как гласит официальное ообщение МПР, "Сургутнефтегаз" получил эту лицензию в качестве "добросовестного недропользователя". В отличие, нужно полагать, от недобросовестного "Юкоса".

При всей продвинутости главы "Юкоса" Михаила Ходорковского, научившегося зарабатывать миллиарды долларов не за счет нефти, а на фондовом рынке, никогда не стоит забывать, что главный актив "Юкоса" - это нефть, находящаяся в российской земле. (И, кстати, это нонсенс, что российские нефтяные компании включают не принадлежащие им месторождения в состав своих активов). А такая вещь как выдача и отъем лицензии находится исключительно в руках соответствующего министерства — МПР.

Акционеры "Юкоса" могут выиграть в британском или каком-нибудь другом суде, и забрать назад арестованные акции. Но только к этому моменту вполне может оказаться, что все лицензии "Юкоса" аннулированы, и сами акции стоят меньше, чем бумага, на которой они напечатаны. И винить инвесторам останется только ловкого Михаила Ходорковского, который умудрился заморочить иностранцам головы, и всучить им то, что ему, по сути, не принадлежит.

Более того, при столь эмоциональном отношении к российской власти американские и британские инвесторы могут пострадать и в более широком смысле. В то время как в Вашингтоне и Лондоне раскручивают маховик истеричных нападок на Россию, немецкие и другие европейские инвесторы спешат воспользоваться возможностями, которые на встрече в Кремле им пообещал президент Владимир Путин. Сегодня стало известно, что второй по величине активов банк Евросоюза Deutsche Bank приобретает 40% акций российской Объединенной финансовой группы (ОФГ). И, судя по всему, это только начало.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Обсудить