Интеграция по-путински (Окончание)

Силовики помогают российскому олигархическому капиталу легально "прописаться" на Западе
Еще в прошлом году западные СМИ описывали страдания российских олигархов, которым некуда девать нефтедоллары, и которых не допускают к активам в Европе и США. С тех пор многое изменилось. За это время российские компании успели начать массированное внедрение российского капитала на рынки Западных стран. "Норильский никель" приобрел контрольный пакет американского монополиста на рынке платины и палладия SteelWater Mining. "Лукойл" обзавелся сетью автозаправок фирмы Getty Petroleum на востоке США. Причем эти приобретения не вызвали никаких возражений со стороны американских властей. Русским повсеместно уступают предприятия на грани банкротства. Но наших это устраивает — у них действительно много лишних денег, которые не во что инвестировать в России.

Кстати, Владимир Путин, будучи в США, даже поучаствовал в презентации новой АЗС сети "Лукойла". Понятно, что президенты просто так в презентациях бензоколонок не участвуют. Процесс экспансии российского капитала набирает обороты. И он логично вписывается в провозглашенную Владимиром Путиным политику интеграции.

Более того, за этот же год российские компании начали массовую скупку предприятий в странах бывшего Советского Союза. Под российским контролем оказались не только промышленный потенциал крайне дружественной Армении, но и, к примеру, практически все нефтегазовые активы весьма недружественных прибалтийских республик и энергетическая система также весьма антироссийски настроенной Грузии и многое другое. Именно в результате этой экспансии и стало возможным и создание четырьмя республиками бывшего СССР Единого экономического пространства. И на эту экспансию также не последовало никаких возражений ни со стороны США, ни Евросоюза.

Взамен в Россию, наконец, пошли долгожданные иностранные инвестиции. Активизировали свою инвестиционную политику ЕБРР и Всемирный Банк. Иностранный капитал расширяет свое присутствие практически во всех отраслях российской экономики, скупает пакеты акций (а иногда и целиком) мелкие и средние нефтяные компании, банки. Венцом этого обратного движения капитала на сегодня стало слияние British Petroleum и ТНК. На подписании документов в Лондоне также присутствовал Владимир Путин. Но никто не сомневается, что эту сделку затмит фактическое слияние "ЮкосСибнефти" с одним из американских нефтяных гигантов. Ибо Михаил Ходорковский как самостоятельный игрок не нужен ни западному капиталу, ни российской власти. Как это, в конце концов, назвать, если не интеграцией?

Возможно, взаимопроникновение капиталов еще не достигло ожидаемого всеми сторонами уровня. Возможно, для этого существуют реальные политические и экономические препятствия. Не стоит сбрасывать со счетов и немало сопротивление этому процессу определенных финансовых кругов, особенно в странах Евросоюза. Интересы России с интересами Европы весьма жестко пересекаются в бывших странах Советского блока, застывших на пороге Евросоюза. Но дело сделано — они вступят в ЕС со значительным присутствием в своей экономики российских нефтедолларов. Поэтому ничего удивительного, если и российские, и американские власти всемерно поддерживают и прикрывают этот процесс от всевозможных политических и экономических рисков.

При этом государственная элита России, положим, понимает процесс "прикрытия" несколько своеобразно. Но это — частности. Важен результат. Есть свои положительные моменты, что многие на Западе видят в этом руку КГБ, пересмотр итогов приватизации, сворачивание демократии и т. д. Но как же иначе заставить западных тостосумов немного потеснится в пользу российского капитала? Очевидно, поэтому и проходит эта операция в лучших традициях спецслужб. И действительно, если в России происходят реальные гонения на олигархов, а российские миллиардеры разъезжают по европейским столицам и обещают всему цивилизованному миру до последнего удара сердца бороться за создание в России подлинного гражданского общества, то шансы на то, что их капиталы допустят в Европу и США значительно возрастают.

При осуществлении этой комбинации, "убивается" прямо-таки неисчислимое количество "зайцев". Во-первых, борьба с олигархами нравится народу, что позволяет без проблем "удвоить" президентский срок Владимира Путина. Во-вторых, непомерные внутриполитические амбиции российских олигархов плавно сублимируются во внешнеэкономические. Российские олигархи вместе с активами приобретают репутацию, международный статус и доступ к интернациональным финансовым и сырьевым ресурсам. В-третьих, нажитые за время реформ капиталы "Семейного клана" совершенно официально легализуются на Западе (чего не удалось сделать в 1996-98 годах) и прячутся там от всевозможных российских рисков. В-четвертых, увеличение доли иностранных капиталов в российской экономике, повышает политическую и экономическую стабильность и — самое главное — делает дальнейшую политику России предсказуемой и вовлеченной в интересы главных мировых игроков. Не того так долго добиваются от России ведущие транснациональные корпорации?

Но и Россия через свое финансовое участие в производственно-распределительной цепочке экономик развитых стран получает возможность если не принятия решений, то хотя бы учета экономических интересов национального правящего класса. Таким образом, через 10-15 лет (о чем не устают твердить наши правые) Россия действительно имеет шанс окончательно превратиться в самого крупного и лояльного из "младших" партнеров стран "Большой семерки". А будет ли это называться "либеральной империей", как определяет задачи страны на ближайшее время идеолог либеральных реформ Анатолий Чубайс, или новым СССР, как предпочитают думать лидеры бывших советских республик и большинство Россия, по сути дела совершенно не важно. Важно лишь, что реальный возврат "к старому" ни в одном сценарии не предусмотрен.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/88/350/11025_oligarchs.html

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить