Не все ли равно, на каких комбайнах убирать хлеб? Лишь бы он был
Небывалый урожай зерновых в прошлом году и разразившийся вслед за ним кризис в сельском хозяйстве России, наконец-то, привлек внимание общественности к состоянию дел в сельскохозяйственном машиностроении. Последние десять лет эта отрасль никого не интересовала — новые российские капиталисты делили и отнимали друг у друга остатки госсобственности, недра, политиков. Сейчас же, когда олигархи оказались на перепутье, — остатки советского машиностроительного комплекса кажутся им вполне лакомым куском. Очевидно, именно поэтому вокруг флагмана отечественного сельхозмашиностроения завода "Ростсельмаш" и сгущаются тучи.
"Ростсельмаш" по праву считался гордостью советского сельскохозяйственного машиностроения. Советская пропаганда превозносила комбайны "Дон" как венец научно-технической революции на сельской ниве Родины. За это время "Дон", естественно, успел морально и технологически устареть, превратиться даже не во вчерашний день, а в "каменный век" агротехнологий. Но поскольку до сих пор большая часть зерновых России убирается на "советских" комбайнах, это предприятие будет представлять интерес. По крайней мере, до тех пор, пока на дешевую сельхозтехнику и запчасти к ней есть спрос. Другой вопрос, что так будет не всегда.
Как уже сообщала "ПРАВДА.Ру", в следующем году государство намерено приватизировать свой пакет акций "Ростсельмаша" - 20,8%. И, естественно, этим пакетом хотел бы завладеть основной акционер — компания "Новое содружество". Как утверждает директор по связям с общественностью ОАО "Ростсельмаш" Александр Савостьянов, "Новое Содружество" уже вложило в завод значительные средства и не собирается делить его с кем-нибудь еще. Однако, судя по всему, шансы нынешнего "хозяина" не так уж бесспорны.
По имеющимся сведениям, на госпакет, да и на все предприятие в целом, сегодня имеются весьма серьезные претенденты. Причем настолько серьезные, что в "Новом содружестве" опасаются, что компании просто помешают принять участие в приватизационном аукционе.
Одним из главнейших претендентов на "Ростсельмаш", эксперты сегодня считают, холдинг "РусПромАвто", подконтрольный алюминиевому магнату Олегу Дерипаске. "РусПромАвто" уже подмял под себя 40% автопрома России на всех направлениях — двигатели, автобусы, легкие и тяжелые грузовики, легковые машины, дорожные машины, экскаваторы, погрузчики, гусеничные тягачи. В этом числе и "Ярославский моторный завод" - эксклюзивный поставщик дизелей для комбайнов "Дон". Понятно, что для полноты монополизма этой империи как раз не хватает завода по производству комбайнов.
Не исключено, что попробуют вступить в битвы за ростовский завод и "Объединенные машиностроительные заводы" Кахи Бендукидзе. Его машиностроительная империя также вот уже не первый год расширяется, поглощая все новые и новые производства.
Существуют серьезные подозрения, что по заказу иностранных компаний (а они сегодня весьма пристально приглядываются к российскому машиностроению) "Ростсельмашем" попробует завладеть "Альфа-групп" - известный в России перепродавец отнятых у слабых акционеров активов.
Существует и еще одни претендент на завод, который в сложившейся ситуации, возможно более предпочтителен для "Нового содружества". Однако в самой компании категорически отказываются комментировать информацию о том, что (не без помощи "НС") госпакет намерена приобрести крупная компания "Агромашхолдинг".
По данным российских СМИ, "Агромашхолдинг" сегодня довольно успешно наступает на рынки Юга России, где раньше беспредельно властвовал именно "Ростсельмаш". По контролем "Агропромхолдинга" оказался не менее знаменитый, чем "Ростсельмаш" - Волгоградский тракторный завод, продукция которого вполне успешно конкурирует с ростовской.
Между тем, уже начались и политические лоббистские игры вокруг сельскохозяйственного машиностроения. Как завил вице-спикер Госдумы от группы "Народный депутат" Владимир Аверченко, в прошлом месяце посетивший "Ростсельмаш", на осенней сессии парламента будет поднят вопрос о введении 35% пошлины на ввоз импортных комбайнов, бывших в употреблении 7 лет. О такой мере депутатов попросили сами "ростсельмашевцы". Параллельно "Новое содружество" обратилось в правительство РФ с предложением выделить на поддержку сельхозпроизводителей и сельхозмашиностроителей (а конкретно — на производство и закупку отечественных комбайнов) 5 млрд. рублей. Однако понятно, что, как и в российском автопроме, эта мера никакого результата не даст. И вот почему.
Пока политики и собственники, кружат вокруг комбайновых заводов в своем изотерическом танце интересов и откатов, на российский рынок тихо и незаметно проникли (вслед за подержанными американскими комбайнами) иностранные комбайнопроизводители. Орловская пресса с гордостью пишет, что местные фермеры, которые сегодня убирают урожай на подержанных американских комбайнах "Джон Дир", скоро будут делать то же на новеньких "Дирах", произведенных на американском комбайновом заводе в городе Мценске.
Администрация Орловской области, имея стратегическое соглашение о сотрудничестве с Красноярским комбайновым заводом (сейчас, правда, подконтрольном казахстанским банкам), тем не менее, подписала контракт с гендиректором компании "Джон Дир" Робертом Лейном контракт на строительство на базе орловских предприятий сборочного производства американских комбайнов. Губернатор Егор Строев ин е думает скрывать своей уверенности в том, что американская компания выпускает лучшие в мире комбайны. Это понять можно — иностранные инвестиции сегодня в России приветствует любой губернатор, а уж такой "политический тяжеловес, как Строев и подавно. Более того, компания "Джон Дир" зондировала почву на предмет строительства завода ив других областях Нечерноземья, однако "политические" гара6нтии экс-председателя Совета Федерации РФ явно показались им более убедительными.
Между тем, "Ростсельмаш", будучи флагманом, остается предприятием убыточным. Не лучше положение и на Волгоградском тракторном и Карснорярском комбайновом, куда новые хозяева из Казахстана явно не спешат инвестировать необходимые средства. Пока инвесторы-агрессоры будут рвать друг у друга "Ростсельмаш", пока лоббисты будут пробивать в правительстве заградительные пошлины на подержанные комбайны, вполне может статься, что американцы завод построят, и с орловского конвейера начнут сходить новенькие "Джоны Диры", куда более дешевые, чем их мичиганские аналоги, и к тому же не нуждающиеся в растаможке. Никто не гарантирует, что через пять-десять лет этой завод не окажется единственным эффективным производителей сельскохозяйственной техники в стране. И правительство просто вынуждено будет выдавать сельским хозяйствам кредиты уже на покупку российско-американского комбайна. Что будут тогда делать победители схватки за "Ростсельмаш" со своим устаревшим советским заводом? Правильно! Бросятся продавать его компании "Джон Дир". Да только американцы не станут его покупать. Это уж точно.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.