Несколько месяцев назад "ПРАВДА.Ру" уже касалась этой темы, не менее скорбной, чем гибель "Курска"... Это случилось почти 17 лет назад: в Саргассовом море затонула наша подводная лодка "К-219". Причины ее гибели, как мы уже писали, как раз так же загадочны, как и причины гибели "Курска".
Вот версия, озвученная многими СМИ год назад, во вторую годовщину трагедии "Курска": причиной гибели АПЛ стало столкновение (может быть, и так называемое "боевое", с применением оружия?) с "чуждым" подводным объектом. Про погибшую "К-219" многие думают так же. Эта версия не дает покоя многим российским подводникам... Как и жестокая ирония судьбы: в некоторых документах упоминается так называемый заводской номер АПЛ "Курск", то есть номер заказа при постройке — "666". Число дьявола. Бог наказал?
Что обошел Генпрокурор?
Ровно полтора года назад, в январе 2002-го, генеральный прокурор РФ Владимир Устинов, подводя предварительные итоги следствия по факту гибели атомной подводной лодки "Курск", заявил: "Фактов, свидетельствующих о наличии вблизи "Курска" кораблей, нет ни в одном журнале, найденном на лодке. А зеленый буй, якобы, принадлежавший иностранной подводной лодке, который видели моряки с "Петра Великого", по всей видимости, не имеет отношения к иностранной субмарине. Многократные допросы свидетелей показали, что люди, видевшие зеленый буй, перепутали его с обыкновенной медузой, которые летом заходят в Баренцево море." М-да, интересно, видел ли сам генпрокурор моряка, который мог бы перепутать буй с медузой? Я так не видел. Если не ошибаюсь, это единственная публикация, в которой зафиксировано прозвучавшее из уст генпрокурора словосочетание "иностранная подводная лодка". Все время эта тема как бы обходилась "по умолчанию". Можно, конечно, считать это чисто хронологическим совпадением: буквально через месяц после появления на интернетовском сайтах, то есть на нашем, www.pravda.ru , а также на www.dotu.ru "> www.dotu.ru (там тоже был опубликован полный текст аналитической записки российских ученых, сомневающихся в "случайности" гибели "Курска") в "Российской газете" появилась громадная (несколько полных газетных полос, что для этого издания редкость) публикация хорошо известного северянам Александра Емельяненкова -- журналист как бы признавал, что в ситуации с "Курском" не все точки над i расставлены! И как бы вскользь упоминал уже основательно подзабытую аварию на К-219. Сдается, что огромная, на несколько газетных полос публикация в "официальной" "РГ" не могла появиться "просто так"... В свое время мне пришлось служить в знаменитой 19-й дивизии атомных подводных ракетоносцев в Гаджиево — в той самой, к которой была приписана погибшая 219-я. Роковое совпадение: тогда 19-дивизией командовал боевой, уважаемый на флоте, грамотнейший подводник В.А. Попов. После К-219 ему на три года задержали получение воинского звания "контр-адмирал", соответствующее должности командира боевой дивизии. И он же командовал Северным флотом, когда погиб "Курск"... После "Курска" его "ушли". Сейчас он член Совета Федерации от Мурманской области.
Взрыв на АПЛ
Сообщение ТАСС. 4 октября 1986 года. "На советской подводной лодке с баллистическими ракетами на борту в районе примерно 1000 км северо-восточнее Бермудских островов в одном из отсеков произошел пожар..." Подводная лодка К-219 находилась в автономном плавании около 30 суток. После всплытия на сеанс связи и определение места ПЛ из перископного положения ушла на глубину. И вдруг в одну из ракетных шахт по левому борту хлынула вода. Забортным давлением раздавило корпус ракеты, люди услышали что-то вроде взрыва. Вода стала поступать в отсек. Три человека погибли сразу. Лодка всплыла, по отсекам расползался туман светло-оранжевого цвета -- пары ракетного топлива уходили через поврежденные магистрали и трубопроводы... Экипаж боролся за спасение корабля уже около четырнадцати часов, когда из 6-го отсека в центральный пост поступил доклад: в 5-м отсеке пожар, появился черно-бурый дым. Через 50 минут после этого сработала аварийная защита реакторов. При срабатывании аварийной защиты компенсирующие решетки (КР), заглушающие реактор, автоматически должна опускаться вниз. Однако КР вниз не пошли, "зависли". На двигатели их приводов не поступало электропитание. С того момента, как сработала аварийная защита и стало ясно, что подать питание на приводы КР не удастся, все поняли: самое главное -- заглушить реактор. Ждали сообщений береговые узлы связи. У телефона с гербом на "вертушке" ждал Михаил Сергеевич, еще пока при власти, даже не предполагающий, что будет со страной и с ним самим через несколько лет. Ему было тревожно. Было из-за чего нервничать. 11 октября должна была состояться встреча с Рональдом Рейганом в исландском Рейкьявике. А тут буквально в двух шагах от Америки -- по океанским, конечно, масштабам -- плавучий Чернобыль...
Наедине с реактором
Об этих событиях на К-219 я слышал непосредственно от Юры Демьяна, своего бывшего одноклассника по военно-морскому училищу в Севастополе — именно он сидел за пультом реактора, когда все происходило, сам слышал доклады из 7-го отсека. В молодости черноволосый, он рано поседел после 219-й... В 7-й зашел командир группы Н. Беликов вместе с матросом С. Премининым. Офицер и матрос вместе опускают на нижний концевик решетки КР. Юра Демьян, реакторщик-управленец, следит за сигнализацией на пульте, докладывает в центральный: "Две решетки КР на нижних концевиках!" Беликов теряет сознание, матрос Преминин выносит его в восьмой осек. Обратно в реакторный он идет уже один. Уходит навсегда. Можно только догадываться, что он испытывал, стоя на горячей крышке реактора в тяжелом защитном костюме. Ясно, что все силы и мысли были направлены только на одно -- крутить рукоятку ручного привода КР. Решетки опущены. Сергей поднимается на верхний ярус аппаратной выгородки и говорит в переговорное устройство: "Докладывает матрос Преминин. Последняя решетка опущена. Реактор заглушен. Иду на выход". Облегченно вздохнули в центральном посту. С пульта ГЭУ подтвердили: все лампочки-указатели нижнего положения КР горят, реакторы заглушены всеми штатными поглотителями. Обрадовались береговые службы связи. Умиротворенный Горбачев пошел докладывать супруге состояние дел и звонить другу Рони. А коварный реакторный отсек словно потребовал жертву за то, что люди оказались сильнее самого сильного -атомного реактора. От высокой температуры поднялось давление, переборочную дверь открыть не удалось. Как и снять давление: "Не могу открыть запоры по вентиляции. Закусило чеку на стопоре" -- это были, по-видимому, последние слова матроса Преминина. На вызовы центрального он больше не отвечал -- не хватало сил. Только слегка стучал по микрофону. Потом и постукивания прекратились... К району бедствия уже подходили суда морского флота -- "Федор Бредихин", "Красногвардейск", "Башкирия". Когда стало ясно, что лодку не спасти, что даже на буксире ей не дойти до ближайшей базы, экипаж оставил ее. Борьба за живучесть продолжалась 77 часов 38 минут. Последним покинул лодку ее командир, капитан 2-го ранга И. Британов -- в 11.00 6 октября. В 11.03 двести девятнадцатая затонула, унося в своем чреве матроса Сергея Преминина. Орденом Красной Звезды он награжден посмертно... Возбужденное было уголовное дело по факту гибели АПЛ, тихонько прикрыли: амнистия. Вскоре на торжественном собрании, посвященном 70-летию Октябрьской революции, Михаил Сергеевич прочел эпохальный доклад "Великий Октябрь и прогресс человечества". Экипаж расформировали... А после гибели "Курска" сменилось почти все командование Северного флота. О событиях на "К-219" рассказывают сейчас очевидцы. О том, что происходило на борту "Курска", рассказать некому.
Путин боялся того же, что и Горбачев?
Сейчас многие гадают: почему Путин так долго молчал после гибели "Курска"? Сдается, что он мог так долго молчать по той же причине, по которой 15 лет назад молчал и Горбачев после гибели К-219... Вот некоторые сообщения западной прессы тех лет. 5 октября 1986 года. Газета "Вашингтон пост": "Американские специалисты-подводники подтвердили, что еще до того, как Горбачев известил Рейгана о случившемся, США уже знали о происшедшем на советской подводной лодке. Хотя они не пожелали раскрыть детали относительно того, кто первым передал сообщение об аварии, вероятно, что оно поступило от американской субмарины, осуществляющей слежение за советской ПЛ. Слежение является обычным делом..." 6 октября 1986 года. Газета "Интернэшнл Геральд Трибюн": "Американская многоцелевая ПЛА осуществляла слежение за советской подводной лодкой". В те октябрьские дни в американской печати авария на нашей АПЛ освещалась с налетом сенсационности, но в целом информация была взвешенной. В местные газеты иногда просачивались кое-какие детали. Например, о том, что в первой половине октября 1986 года АПЛ ВМС США "Аугуста" в ходе патрулирования в Атлантике получила повреждения корпуса в результате столкновения с подводным объектом и прибыла в порт приписки Нью-Лондон (штат Коннектикут) для ремонтных работ в сухом доке. Указывалось, что в результате осмотра выявлено повреждение носовой части корпуса и обтекателя гидроакустической станции. К ремонту субмарины привлекли строго ограниченный круг специалистов частной фирмы. Официальные представители ВМС США комментировать происшедшее отказались. Да ведь это почти полное повторение ситуации с ремонтом американской АПЛ "Гротон" после гибели "Курска"! О нем тогда почти не сообщалось. Да, средства массовой информации и на Западе, и в России весьма умело могут замалчивать факты, когда обнародовать их кому-то невыгодно... Когда после взрыва наша лодка всплыла в надводное положение и был отдраен верхний рубочный люк, старший помощник командира капитан 3-го ранга С. Владимиров обнаружил вдоль левого борта, от аварийной шахты и далее в корму, двойную борозду, отливающую металлическим блеском. Обратили на нее внимание и другие члены экипажа. Откуда она взялась? Пока специалисты не нашли убедительного объяснения. Одни предполагают, что это результат воздействия оторванной крышки аварийной шахты. Другие, приводя расчеты, доказывают, что свежий след на металле не мог быть прочерчен крышкой, что дело не обошлось без воздействия постороннего предмета, возможно, даже и иностранной подводной лодки. Конечно, не стоит вмешиваться в дискуссии специалистов. У них информации больше. Одно из двух: либо причины чисто технические, либо это воздействие внешних факторов. То, что таким "внешним фактором" была иностранная субмарина, — всего лишь версия. Как и в случае с "Курском". Пока версия. Возможно, время откроет незнакомые нам документы, факты. Одно несомненно: даже если бы столкновение в 86-м году и было, тогдашнему Генсеку вряд ли хватило бы решимости за несколько дней до встречи с президентом, США заявить ему об этом. Через несколько лет он будет играть роль мальчика для битья во время августовского путча 1991 года и помалкивать в тряпочку при беловежском разделе Союза...
А за последние 25 лет столкновения под водой, к сожалению, происходили почти ежегодно. Февраль 1992 года: едва не погибла американская АПЛ "Батон-Руж". Было это в Баренцевом море, в 50 милях от места гибели "Курска"! Американцам вообще-то неплохо было бы объявить благодарность командиру нашей ПЛ капитану 2-го ранга И. Локотю -- он на несколько секунд задержал всплытие. Еще одно столкновение, освещавшееся в нашей открытой печати -- 20 марта 1993 года, с АПЛ США "Грейлинг". Опять у наших берегов, опять за нашей лодкой велось слежение. Незадолго до Нового, 2003 года на родную базу возвратился из автономного плавания атомоход. Сейчас длительное плавание само по себе событие — после трагедии с "Курском" ни одна российская субмарина не выходила в море надолго. И вот главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов решил, что пора. И что для этих целей на Камчатке есть самая боеготовая на флоте субмарина — носящая такое родное для нас название "Самара". Лодка действительно одна из лучших в ВМФ. И она ушла в поход. Но вернулась раньше, чем было запланировано, и с серьезными повреждениями...
Лодка столкнулась в море с "неопознанным" объектом! Трагедии удалось избежать, но в легком корпусе лодки по правому борту в носовой части появились две пробоины в области выгородки гидроакустической станции (ГАС) и несколько трещин. Одной из первых версий причин появления пробоин была такая: столкновение с чужеземной субмариной. В период с 1945 по 1988 год на флотах стран НАТО произошло около 1200 серьезных аварий. За эти годы погибли 4 американские. 3 английские, 4 французские подводные лодки. Только в 1989 году (более поздние данные американцы "закрыли") в ВМС США в 20 крупных авариях погибли 60 человек и 90 ранены. По данным "Гринпис", на 34 АПЛ США только в 1989 году произошло 12 пожаров, 9 столкновений, 3 посадки на мель и другие происшествия. Не хочу сравнивать условия службы подводников "ихних" и "наших". Вряд ли кто из "них" смог бы выжить в наших "диких" отдаленных гарнизонах. И плавать на корабле, не имеющем достаточной ремонтной базы, с экипажем, набранным с миру по нитке из целой дивизии, -- ведь "шибко грамотных" специалистов полно в штабах, а в прочный корпус идут только самые преданные своей профессии. И все равно -- простите нас, северодвинские корабелы, за погибшие корабли. Простите нас за наших погибших товарищей... Думается, все точки над i в ситуации с гибелью "Курска" расставит только время.
Андрей Михайлов, ПРАВДА.Ру, капитан 3 ранга запаса, бывший командир дивизиона живучести АПЛ "К-241"
На снимках: такой была К-219 во время аварии -- рубочные горизонтальные рули опущены, две ракетные шахты разворочены, по корпусу идет борозда (снимок с самолета ВМС США "Орион")
Фото www.submarina.ru "> www.submarina.ru
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.