Ровно год Республика Саха (Якутия) живет и работает под руководством президента Вячеслава Штырова. Время для согласования позиций закончилось, вновь сформированное правительство республики работает над реализацией стратегических задач, обозначенных новым главой субъекта Федерации. И главным направлением стало создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение капитала в развитие традиционных и вновь создаваемых предприятий. Правила ведения бизнеса на территории республики в основном прописаны.
Собеседник "ДК" - председатель правительства Якутии Семен НАЗАРОВ.
- Семен Николаевич, у Республики Саха репутация одного из самых богатых регионов России. Давайте вместе с вами заглянем в "кладовую": из чего складывается эта слава?
- Начнем с того, что наша республика — самый большой по площади субъект Российской Федерации. А если говорить о природных богатствах, то к ним применимы такие определения, как "громадные по объему" и "уникальные по составу". Якутия обеспечивает России 100% добычи сурьмы, 98% - алмазов, 40% - олова, 15% - золота и 24% - производства бриллиантов. Всего же в нашей "кладовой" свыше 1500 месторождений различных видов минерального сырья, в том числе 150 кимберлитовых трубок, около 600 золотоносных, 44 оловянных, столько же каменноугольных, 34 нефтегазовых, 26 слюдяных, 7 железорудных, ряд сурьмяных, цеолитовых, апатитовых и других месторождений.
- Насколько все эти богатства вовлечены в экономику республики? Якутия ассоциируется в основном с алмазодобывающим комплексом.
- Это так. Хотя у нас активно осваивается Нерюнгринское месторождение каменного угля — кстати, весь Дальний Восток на протяжении десятилетий им "греется". Мы можем поставлять соседним регионам 2-3 млн т нерюнгринских углей. Нерюнгринская ГРЭС способна подавать на ФОРЭМ до 1,5 млрд кВт-часов электроэнергии. По итогам последних лет Якутия занимает третье место в России по добыче золота (после Магаданской области и Красноярского края). Мы стоим на пороге мощного развития нефтегазового комплекса республики... И все-таки, конечно, основа экономики пока что — добыча алмазов.
Сегодня мы хотим это восприятие республики переломить. Для этого есть и условия, и самое главное, воля руководства республики. Ровно год работает новое правительство и новый президент — Вячеслав ШТЫРОВ. Республикой руководит не просто бывший промышленник, а менеджер, я считаю, мирового класса. Конечно, он "болеет" за алмазную отрасль, но он прекрасно понимает, что любые ресурсы, добываемые из-под земли, невозобновляемые. И рано или поздно процесс их исчерпания начнется. Значит, сегодня нужно закладывать новые предприятия, ориентированные на переработку добываемого в Якутии сырья, развивать малый и средний бизнес, который берет на себя сферу услуг, традиционные промыслы, продовольственное обеспечение жителей. Это основа сегодняшней стратегии развития нашей северной территории. Алмазодобывающая промышленность, кстати, первая столкнулась с проблемой ресурсов. Поверхностная добыча уже исчерпывается (ведь разработка идет более 40 лет). На ближайшие десять лет на крупнейших месторождениях запланирован переход на подземную добычу. Это уже совсем другие затраты. Уже сегодня темп добычи снижен на 5%. Это солидная цифра, ведь годовой объем добычи алмазов оценивается в $1,5-2 млрд. И это сказывается на бюджете республики.
На первый план выходит нефтегазовая отрасль. Почти половина территории республики содержит в своих недрах мощные нефтегазовые месторождения, разработка которых поможет решить сразу несколько задач — начиная от собственно обеспечения республики и Дальневосточного экономического региона топливом и заканчивая значительным сокращением бюджетных средств, которые сегодня государство вынуждено тратить на северный завоз.
- Именно вокруг этих ресурсов республики в последнее время сформировался, скажем так, ажиотажный спрос.
- Мы живем в рамках правового государства, поэтому право на разработку любого месторождения мы выставляем на конкурс. Сегодня в центре внимания — Талаканское месторождение. У него очень серьезные перспективы, поэтому и свое желание завладеть им высказали практически все крупные государственные и частные нефтяные компании. В ходе подготовки к аукциону мы столкнулись с рядом вопросов, которые впоследствии могли бы послужить поводом для отмены его итогов. Сегодня работает специальная комиссия, которая должна снять все препятствия для аукциона.
Нефть мы добываем уже в течение пяти лет. Разведанные запасы составляют порядка 370 млн т. Качество нефти очень высокое, но мы пока используем ее в основном как печное топливо. Это кощунство. При этом завозим порядка миллиона тонн светлых нефтепродуктов. У нас пока нет перерабатывающих мощностей.
- Каковы перспективы собственной переработки?
- Они как раз связаны с разработкой Талакана. Как только конкурсная комиссия определится с победителем, начнется широкомасштабное освоение этого месторождения. В условиях аукциона учтены региональные интересы — мы заявили строительство завода по переработке 1,5 млн тонн нефти, который должен выпускать светлые нефтепродукты. В реализации этого проекта заинтересована и Россия, поскольку завоз светлых нефтепродуктов — это нагрузка не только физическая и финансовая на регион, но и на федеральный бюджет.
- Что касается якутского газа, то в последнее время широко обсуждается вопрос сотрудничества республики с Китайской национальной нефтегазовой компанией. Голубое топливо пойдет в Китай?
- Якутия сегодня на 100% удовлетворяет свои потребности по газу. Это газ Средневилюйского месторождения, от которого в Якутск проложен газопровод протяженностью 384 км. Разведанные же запасы газа в республике составляют порядка 1,5 трлн куб. м.
Вслед за Талаканским месторождением на конкурс будет выставлено право на разработку Чаяндинского газонефтяного месторождения. И мы уже смотрим с геополитической точки зрения. Говорил же великий ЛОМОНОСОВ, что "экономический потенциал России будет прирастать Сибирью и богатствами Студеного моря". Этот потенциал перемещается в сторону Дальнего Востока. Поэтому однозначно наш газ пойдет за пределы республики. Я пока не говорю, кто будет основным потребителем, но наши соседи — Амурская область, Хабаровский и Приморский края нуждаются в этом ресурсе. И президент Владимир ПУТИН во время совещания во Владивостоке поставил задачу вполне конкретно: удовлетворение потребностей промышленности, ЖКХ и населения Сибири и Дальнего Востока. После того как мы решим эти задачи, мы можем транспортировать газ за пределы Российской Федерации. Все это инвестиционно привлекательные, быстро окупаемые проекты, которые значительно снизят долю алмазодобывающей отрасли в бюджете республики.
- А какую долю в промышленном производстве республики занимает добыча золота? Обращает на себя внимание тот факт, что в последние годы в Якутии создано несколько собственных ювелирных производств, буквально накануне нового года такие заводы открыты в Нюрбе и Хандыге...
- Доля золотодобывающей отрасли — в пределах 8% в объеме промышленного производства. Золото, а также сурьма — это ресурсы, сильно зависимые от конъюнктуры мирового рынка. Мы второй год подряд повышаем добычу золота, но поскольку оно не востребовано государством, сами ищем рынки сбыта. Как правило, его покупают банки. Развитие же собственных ювелирного и гранильного производства — это не только желание республики более эффективно использовать ресурсы, но и создание новых рабочих мест, вовлечение в производство населения отдаленных улусов. И кстати, наши ювелиры уже вовсю завоевывают высокую репутацию на российском и на международном рынках.
...Я бы обратил ваше внимание на другой ресурс — это лес, которого мы сегодня рубить ничтожно мало. Это будущая основа экономики республики, на территории которой 9,5 млрд куб. м леса, из них 6,5 млрд — деловой лес. Без ущерба для природы мы можем ежегодно перерабатывать до 33 млн куб. м. А сегодня у нас самый крупный показатель — это 750 тыс. куб. м. Да и в экологических целях его нужно заготавливать — лес перестаивает. Пока что мы заготавливаем, перерабатываем и потребляем в основном внутри рынка республики. За рубеж уходит не больше 300 тыс. куб. м, причем на европейский рынок, а не в АТР. Нашу древесину высоко оценили в Финляндии. В то же время наши соседи — Еврейская автономная область, Амурская область, Хабаровский край — в последние два года заметно подняли экспортные поставки леса в Китай.
Наши потенциальные потребители не знают о том, что якутский лес, который рос в мерзлотных грунтах, имеет высочайшее качество. Концентрические кольца в два-три раза плотнее, чем у дальневосточного и сибирского леса. Мы располагаем большими запасами даурской лиственницы. Это самый востребованный материал. Пока компании, которые работают в республике, не имеют хорошего маркетинга рынка лесопродукции. Но мы приняли программу развития лесоперерабатывающего комплекса и в ближайшие два года должны сделать мощный рывок в этой отрасли, выставить на рынок конкурентоспособный продукт — не кругляк, а переработанный. Это очень инвестиционно привлекательная отрасль.
Мы считаем, что в интересах республики и государства продавать наш лес на китайский, японский, европейский рынки на наших условиях. Потребителям нужен лес, поэтому цены должны определять мы. Это другой подход. Цена нашей продукции будет гораздо выше. При этом одно из условий выставления лесоучастков на конкурс — глубокая переработка. Мы готовы дать возможность работать в якутском лесу и российским, и зарубежным компаниям, но зарегистрированы они должны быть на территории республики.
- Не могу не спросить у вас о судьбе Эльгинского угольного месторождения. В прошлом году прекратилось строительство железной дороги к Эльге. Это стало неприятным фактом для ваших соседей — Амурской области. Какова дальнейшая судьба проекта?
- Уголь, который добывается в республике, — однозначно экспортное сырье, и мы имеем двадцатилетний опыт работы с японским рынком. Это очень сложный рынок. Тем не менее интересы региона и республики соблюдаются. В последние три года идет рост экспорта энергетических якутских углей в страны АТР.
Эльгинское месторождение с балансовыми запасами в 2 млрд тонн мягких коксующихся углей, несомненно, объект для инвестирования привлекательный, у которого хороший экспортный потенциал. Но изначально, на мой взгляд, его освоение было начато не теми участниками, которые должны были быть. Для МПС участие в акционерном обществе "Эльгауголь" - это отвлечение средств от капитальных вложений в дороги.
- Мы достаточно внимания уделили крупным проектам, завязанным на ресурсный потенциал республики. А как чувствует себя малый бизнес, какова его доля в экономике республики?
- Этот бизнес укрепляется, становится на ноги. Его доля уже составляет 6-7%. В прошлом году мы приняли программу развития малого и среднего предпринимательства — его сфера это то, что традиционно развивалось в республике: аграрная промышленность, ювелирная, ремесленное дело, металлообработка, деревообработка, швейная промышленность. В соответствии с программой этой составляющей экономики республики будет оказана государственная протекция. Прежде всего, размещение государственных заказов для нужд образования, медицины будет осуществляться на конкурсной основе среди этих предприятий.
Мы пробовали оказывать господдержку в форме дотаций, но эти деньги уходили в какую-то прорву без всяких результатов. При проведении конкурсов мы будем ориентироваться на социальные программы трудоустройства, отдавая предпочтение местным компаниям, даже если цены, предложенные ими, будут несколько выше. Конечно, мы можем все закупить за пределами республики. Но это образ жизни наших граждан, и мы не можем его отнять, как бы дорого это ни стоило. Кстати, сегодня качество местной продукции гораздо выше привозной. В нашей зоне мерзлоты успешно развивается сельское хозяйство. Мы закупаем молоко, мясо, яйца, дикоросы у своих производителей. За счет этого оживлена жизнь на селе, у людей появился доход, а это покупательский спрос и толчок для развития других отраслей.
Часть денег будет в качестве кредитных ресурсов направлена нашим перерабатывающим предприятиям. Это льготный кредит. Но он укладывается в нашу программу развития местного производства и социального развития села, в которой также предусмотрены вопросы строительства дорог, газификации и электрификации отдаленных улусов.
- Дороги, энергетика — это как раз важнейшие составляющие инвестиционного климата территории. Если есть дешевый киловатт — есть возможность развивать производство...
- Поддержка крупной энергетики проявляется прежде всего в тарифной и ценовой политике, которая проводится в республике. На базе региональной энергетической комиссии создан единый ценовой центр. Не ущемляя права региональной энергетической комиссии, мы предусматриваем повышение цен и тарифов, исходя из дефляторов, которые определяет Минэкономразвития РФ. С конца прошлого года мы один раз в год устанавливаем цены и тарифы по всем необходимым направлениям — это электричество, коммунальные платежи, тепло, связь. Раньше бюджет был уже утвержден, а тарифы в течение финансового года менялись по несколько раз. Сейчас мы все эти повышения закладываем в бюджет. Со своими государственными предприятиями мы договорились об общих правилах, ввели балансовые комиссии, рассматриваем их финансово-экономическое состояние. Это дает предсказуемость в развитии бизнеса.
Что касается транспортной инфраструктуры, то она в силу географического положения республики абсолютно не развита. Территории обширные. Сейчас в первую очередь развиваем железнодорожный транспорт. Железная дорога, проложенная до Якутска, снимет половину нагрузки на досрочный завоз. До 2004 г. доведем до рабочей эксплуатации первую очередь дороги от Беркакита до Томмота, а в 2006 году ее закончим. На строительство мы ежегодно предусматриваем деньги в бюджете республики, объект вошел в программу развития Дальнего Востока и Забайкалья, то есть получит и федеральное финансирование. Сейчас наша задача — увеличивать темпы строительства, будем привлекать кредиты.
- Но насколько я знаю, железная дорога подойдет к Якутску с ненаселенной стороны Лены. Есть ли в планах строительство моста?
- Может быть, даже построим платный мост через реку. Это тоже один из инвестиционных проектов. Но, наверное, более отдаленной перспективы. Сегодня же наиболее актуальная задача — это строительство автомобильных дорог как внутри районов, так и республиканских дорог. Трем дорогам мы хотим придать статус федеральных — это дорога "Амга", в которой заинтересован Хабаровский край — от Якутска до Аяна с выходом к Охотскому морю, а также дорога "Вилюй" с выходом на Иркутскую область и дорога "Лена", которая свяжет Якутию с Магаданской областью. Это реально. На дороге "Вилюй" пока есть участки, которые можно эксплуатировать только по зимнику. Но за счет республики мы не можем ее достроить. Поддержку у министра транспорта Сергея ФРАНКА мы нашли.
Принципиальным для нас является воздушный транспорт. В этой области тоже реализуются серьезные проекты, которые республика взяла на себя.
- Есть ли льготы для предприятий, которые вкладывают инвестиции на территории республики — строят, открывают новые производства?
- Таких льгот много, прежде всего по республиканским налогам. От многих налогов освобождаются предприятия, работающие на селе. Разработан блок инвестиционных законов. С Якутией работают 33 государства, без такой законодательной основы нам было бы трудно выстраивать эффективные отношения.
- Каково отношение власти к собственности?
- Мы будем стараться сохранять часть собственности за республикой, но только в стратегически важных отраслях — это алмазная, нефтяная, угольная. Но цепляться за государственную собственность нельзя. Сегодня на первом этапе мы преобразуем государственные унитарные предприятия в акционерные общества со 100% госучастием. После этого будем искать эффективного управляющего, продавать. А что касается обслуживающих предприятий, то считаем, что здесь от госсобственности лучше отказываться. Управлять акционерными обществами эффективнее. В республике намечена большая программа приватизации. И я надеюсь, что многие наши предприятия будут интересны инвесторам.
Ну и поскольку активное привлечение инвестиций в экономику республики для нас является приоритетной задачей, то мы стараемся быть открытыми и России, и региону, и миру. В прошлом году прошла первая научно-практическая конференция "Инвестиционный потенциал Республики Саха (Якутия)", в ходе которой были заключены первые соглашения о долгосрочном кредитовании инвестиционных проектов со стороны российских банков, достигнуты договоренности о сотрудничестве республиканских предприятий и инвестиционных компаний. В этом году мы вновь приглашаем всех, кто заинтересован в сотрудничестве с Республикой Саха, на такую конференцию. Готовы ответить на все вопросы, и нам есть что предложить бизнесу.
Лариса Ларина, "ДВ Капитал".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.