- Немного о себе: когда и где родились, где учились, работали, когда стали директором?
- Родился я 22 июля 1952 года в Пятигорске, на Ставрополье, в семье рабочих, там же закончил школу. Поступил в Николаевскую "корабелку" по специальности "турбиностроение", по распределению попал в Северодвинск, работал на Севмашпредприятии 12 лет, был представителем конструкторского отдела в 42-м цехе. Работал на тех знаменитых лодках, которые там тогда строились — 705-К проекта, с титановым корпусом. кстати. всего через три месяца после прихода на Севмаш я был туда назначен. Молодой специалист — а волею случая на... х-м, на "передовую" попал, приходилось доверие оправдывать, хоть и трудновато было поначалу... Потом пошел в девятый отдел, в полста пятый, на титановые заказы, строил "Гранит", "Антей", первую "Акулу" (заказ 711). 605-й заказ считаю вообще своим, родным. Потом пришел на "Полярную звезду" начальником бюро подготовки производства, был главным технологом, главным инженером, в 1997 году стал директором.
- Владимир Иванович, ну что вы как по анкете, уж больно сухо получается... Ну вот, какой, например, у вас самый трудный момент был, так сказать, в личной жизни?
- Самым трудным в жизни было... принять решение на "директорство" пять с лишним лет назад — я очень долго думал, чтобы согласиться на предложение. Не вы ли сами писали об аховом положении на заводе в те годы? Колебался — смогу ли? Поверьте — куда спокойнее быть хорошим (надеюсь) инженером, чем плохим директором. Ответственность огромная. Помните голодовку работников цеха 16 и охраны прямо на рабочих местах? Помните, что задолженности по зарплате составляли до 10 месяцев? Все в городе говорили: н все, "Полярной звезде" кранты. Это было как раз в канун моего директорства. Да и мне досталось как руководителю. Приходит человек на личный прием к директору как к последней инстанции, детей ему кормить нечем в самом прямом смысле — а в кассе завода ни копейки... Пожалуй, это и было главным директорским испытанием. Слава Богу, нервы крепкие.
- Опять про завод... Ну. а самый счастливый момент в жизни?
- Я был счастлив, когда однажды на заводе были погашены все долги по заработной плате — помнится, даже петь тогда хотелось. Все, по нолям, всем людям все выдано! Чего более счастливого можно директору пожелать? К сожалению, такие моменты редки, положение на заводе непростое до сих пор. Есть и задолженности, и производственные трудности, и финансовые. Но боремся, трудимся, работаем... Чтобы еще раз петь захотелось.
- Было в жизни что-нибудь такое, о чем приходится сожалеть? Были ли ошибки, за которые сейчас стыдно? Что хотелось бы исправить?
- В 1995 году на заводе буквально пошло прахом производство товаров народного потребления. А ведь начинания были неплохие — делали великолепные коптильни, арматуру для инвалидных колясок, очень многое другое. Зачем бросили? Вроде меня все сейчас успокаивают — не твоя вина, не ты разваливал, не ты руководил, законы о конверсии плохие были, а каких-то возможностей их "обойти" не существовало. Чья вина в том — поздно разбираться. А мне все равно стыдно. Сейчас пытаюсь работать так, чтобы стыдно не было. Хотя это чудовищно сложно... Нужно менять и психологию управленцев, и связи нарабатывать. Менеджмент, провайдинг — это ведь не только для "торгашей" полезно. Нормальные предприятия, которые что-то производят, хотят развиваться, должны идти в ногу со временем. "Полярная звезда" когда-то была самым прогрессивным предприятием в приборостроении, и мы просто не имеем права отставать от требований времени. Хотя... Повторюсь — это сложно, даже чисто психологически. Не все люди, даже у нас на заводе, понимают, что через трудности нужно все-таки пройти, даже стиснув зубы...
- Есть человек, которому вы были бы остались благодарны на всю жизнь?
- Сложно так вот, сразу, ответить... А вы знаете — есть! если бы не директора других предприятий ГРЦАС — Севмаша, "Звездочки", "Арктики" - то "Полярная звезда" просто не выжила бы. Их надо благодарить. Наверное, это корабелов в крови — взаимовыручка. мы как сдаточная команда заказа на ходовых испытаниях в море — не помогать друг другу нельзя. Ведь мы, по сути, экипаж одного корабля. Не знаю, какими словами благодарить Давида Гусейновича Пашаева, Николая Яковлевича Калистратова, Александра Ивановича Телепнева, Владимира Яковлевича Поспелова... Да и нужны ли тут слова? Все и так понятно. Не только рабочие и инженеры "Полярной звезды", перетерпев все трудности, спасали завод. Они (не улыбайтесь, пожалуйста) — герои! Но одни бы мы не выжили.
- Вы кем себя считаете — корабелом или приборостроителем?
- Корабелом-приборостроителем! Кстати, по большому счету, корабелами могут считать себя и работники самых, казалось бы, "сухопутных" заводов по всей территории бывшего СССР — в Молдавии, на Урале, на Украине. "Начинка" боевых подводных кораблей изготовлялась всей страной. к сожалению, той страны больше нет. заводская кооперация разрешена. То есть корабелов меньше стало. В числе прочего и нашем завод приходится делать те приборы, которые раньше производили на других заводах, в странах нынышнего СНГ.
- И все-таки давайте о семье — хоть и рубрика-то у нас производственная, но все же...
- Да не сетуйте вы, в конце концов. что я все про свой завод рассказываю. Все просто: если человека надежный тыл и его любимые и любящие люди окружают, тогда и человек главным делом жизни может заняться! Все нормально у меня с семьей. С женой Татьяной Юрьевной познакомились в институте, дочь Виктория и сын Денис закончили втуз. Что еще? На даче работать люблю, читать. Любимый фильмы — еще советских времен, "Последний дюйм" по Хэмингэю, "Судьба человека" по Шолохову. Не уважаю иностранные боевики. Не курю. К спиртному, в общем-то равнодушен. Хотя и не жесткие противник, могу "употребить" с друзьями под хорошую закуску. Песни тоже люблю старые. Не ностальгия это, поверьте. Просто тексты и музыка песен должны гармонизировать, а многие нынешние шлягеры лучше "потреблять"... раздельно: тексты читать и смеяться, а музыку слушать и плакать навзрыд. Хотя есть, по-моему, гармоничные песни, исполнители и композиторы и сейчас. "Машина времени", например.
P.S. Есть меня старый друг, на "Полярке" работает с начала 90-х. Помнится, как-то лет семь назад "за рюмкой чая" мы заговорили с ним о заводе. Он ругался: "Бардак кругом, развал и воровство!" На днях, перед интервью с диреткором, мы с другом снова "за чаем" сидели, и я спросил: как, мол, ваш "главный", что за человек? Друг интеллигентно продемонстрировал свой инженерский кулак: "Если плохо про нашего Федянина напишешь — дружба наша врозь, понял?" М-да, показатель... Владимир Иванович умолчал вот о чем: его сын Денис, выпускник втуза, сейчас в сдаточной команде 711-го заказа, той самой "Акулы", где работал отец, "заведовал" реакторными помещениями, 11-м и 12-м отсеком. Отец строил, сын был на борту "Акулы", когда ее выводили из цеха после ремонта совсем недавно. Раньше это называли династией.
Андрей Михайлов, "Северный рабочий", специально для Правды.Ру
Ссылки по теме: www.nworker.ru "> www.nworker.ru
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.