Реформа железнодорожного транспорта стала ключевой темой на сегодняшнем заседании российского кабинета министров. Речь шла о приватизации железных дорог. Своей точкой зрения по этому вопросу с Вестями.Ru поделился член согласительной комиссии Совета Федерации по реформированию МПС, сенатор Вячеслав Новиков.
- Вячеслав Александрович, как будет проходить приватизация железных дорог? В чем она заключается?
- Это будет выглядеть следующим образом. У МПС отберут все функции, связанные с хозяйствованием, и оставят лишь функции госуправления. Вся же хозяйственная часть — пассажирские и грузовые перевозки, локомотивы, инфраструктура железнодорожного транспорта — будет передана новому субъекту. Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". То есть, по сути, это будет та же система, которая сейчас существует в энергетике. Есть Министерство энергетики, и есть РАО "ЕЭС России", которое непосредственно занимается хозяйствованием.
- То есть у нас появится еще один монополист?
- По существу, конечно, да. Но он не новый, а старый. Просто название у него теперь будет другое. Раньше монополистом было МПС, а теперь таким монополистом будет РАО "РЖД". При этом предполагается, что впоследствии на следующих этапах реформирования железнодорожного транспорта будут разделены конкурентная часть деятельности железных дорог и монопольная. Скажем, вся инфраструктура — рельсы, стрелки, диспетчеризация, — останется монопольной, а грузовые перевозки, услуги, ремонты и так далее будут выделены, и будут работать уже в режиме конкуренции. Предполагается, что в этот второй конкурентный сектор придет частный капитал, увеличится инвестирование, улучшится качество предлагаемых услуг, потому что эта сфера конкурентная. И в результате все мы будем ездить более комфортно. И, по крайней мере, в будущем предполагается при такой форме конкуренции добиться снижения тарифов на перевозки.
- То есть существует надежда, что мы будем ездить с большим комфортом, и что тарифы на перевозки со временем могут снизиться?
- Очень слабенькая надежда... И главное, что это будет в далеком будущем.
- Как известно, другим важным моментом реформирования МПС является соответствие предлагаемых законопроектов Земельному кодексу и другим законодательным актам. Речь идет о земле...
- Суть проблемы заключается в том, что земля, по которой проходит железнодорожная дорога, до сих пор находится в федеральной собственности. И это очень серьезная проблема. Дело в том, что во всем мире существует практика, согласно которой недвижимость — это не только здания и сооружения, но и та земля, на которой они находятся. И тогда это реальные объекты недвижимости. В нашем случае здание и сооружения находятся в частных руках, а земля под ними принадлежит государству. Трудно рассчитать, какой должна быть арендная плата за использование этой земли. Пока предполагается оставить ее в федеральной собственности и просто передать новому хозяйствующему субъекту АО "Российские железные дороги", причем на очень льготных условиях.
27 декабря 2002 года Совет Федерации не одобрил законопроект Госдумы об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта и этот ключевой приватизационный закон. Поэтому поводу была создана согласительная комиссия, в которую вошли представители Совета Федерации и правительства. Вчера, 22 января, состоялось несколько заседаний этой согласительной комиссии, где были рассмотрены возможные поправки в этот законопроект. Ряд поправок был одобрен, и они будут направлены в Госдуму. Все поправки, с моей точки зрения, можно разделить на две части: достаточно принципиальные и юрико-технические. Они должны убрать юридические несоответствия и придать законопроекту более совершенную форму.
К примеру, были предложены две очень важные и принципиальные поправки. Одна из них моя. Она предполагала вместо образования ОАО "Российские железные дороги", которое должно стать главным хозяйствующим субъектом, образовать государственное унитарное предприятие. Поправка не была поддержана, но и не была отклонена. Вторая — депутата Плотникова, касалась земель железнодорожного транспорта. Он предложил поделить земли железнодорожного транспорта, находящиеся вне поселений, то есть вне муниципальных образований, и земли железнодорожного транспорта, которые находятся на территории муниципальных образований. Плотников предложил создать разные режимы для их использования. Его поправки также не прошли. Так что свою часть работы СФ проделал, теперь дело за Госдумой, за их согласительной комиссией.
Светлана Листопадова
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.